Грудничок / Здоровье
Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш?
Кажется, что новорожденный малыш умеет только есть, спать и плакать, сообщая вам о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции: щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?
Что такое рефлекс?
Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая периферическая клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную информацию далее – по чувствительным волокнам (отросткам) нервных клеток. Следующие звенья рефлекторной дуги – центральная часть – нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и передающие его дальше. Здесь импульс встречают двигательные или секреторные нервные клетки, они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение или провоцируют выработку тех или иных жидкостей клетками. Таким образом, по рефлекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга – это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.
По этому принципу рефлексы определяют жизнедеятельность организма любого человека, в том числе и ребенка. Но в случае с безусловными, врожденными, рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жизненного опыта.
Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему – и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информация «горячо! опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону и далее по цепочке – двигательному нейрону, который «будит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т.е. при нормальной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое малыш поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот – так реализуется поисковый рефлекс.
Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную зрелость ребенка, его функциональное состояние (можно сказать, что они нужны для того, чтобы помогать доктору определять состояние ребенка) и лишь некоторые из них имеют значение для обеспечения жизнедеятельности, например, сосательный и верхний защитный рефлексы.
Что увидит доктор
Проводя осмотр новорожденного ребенка, педиатру необходимо удостовериться в сохранности некоторых основных безусловных рефлексов – сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный неврологический осмотр, чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорожденного.
Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусогнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, т.е. свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц – сгибателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтанные движения – периодически сгибает и разгибает ножки, хаотично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.
У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, звуки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлексы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.
О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых – на уровне спинного мозга.