Наследников у вождей не бывает
4 апреля 1922 года Ленин приехал в Горки отдыхать. 25 мая у него случился удар — частичный паралич правой руки и правой ноги, расстройство речи. Казалось, он не выживет. В узком кругу Сталин хладнокровно констатировал: «Ленину капут». Поторопился.
Первый период ленинской болезни протекал через параличи — кратковременные, но частые. Состояние Ленина ухудшалось тем обстоятельством, что его болезнь проходила на фоне острейшей борьбы за власть, вспыхнувшей в большевистской верхушке, едва стало понятно, что вождь слёг. Заболев, Ленин почувствовал, что товарищи намерены обходиться без него.
Власть аппарата
Всё партийное хозяйство оказалось в руках генерального секретаря ЦК Иосифа Сталина. Старая гвардия в 1922 году составляла всего два процента численности партии, но им Ленин раздал все руководящие посты. Молодые аппаратчики толкались в предбаннике, а хотели побыстрее сесть за стол и принять участие в дележе власти. Они были недовольны Лениным, его кадровой политикой.
Сталин с самого начала оценил значение секретариата и оргбюро ЦК, которые ведали кадрами. Судьба любого чиновника в стране зависела от аппарата ЦК. Партийная молодёжь досталась Сталину. Именно поэтому Сталин позволял себе дерзить и возражать Ленину.
Владимир Ильич потерял власть над страной раньше, чем закончился его земной путь. Он ещё был главой правительства, а члены политбюро уже не хотели публиковать его статьи. Да ещё секретно предупредили секретарей губкомов: вождь болен, и статьи не отражают мнения политбюро. Словом, не принимайте в расчёт ленинские слова.
Жена вождя
Все дискуссии того времени стали для слабеющего Ленина поводом атаковать Сталина. Владимир Ильич обратился к Льву Троцкому как к единственному единомышленнику, предложив ему «заключить блок» для борьбы с бюрократизмом, всесилием оргбюро ЦК и Сталиным.
Генсек быстро установил, что с Троцким по просьбе Ленина связывалась Надежда Крупская и передала ему продиктованную Владимиром Ильичом просьбу. Сталин не сдержался и обрушился на Надежду Константиновну с грубой бранью:
— Как вы посмели принять диктовку? Это запрещено!
— Я не буду говорить с вами в таком тоне! — возмутилась Крупская.
— Я вас заставлю! — вышел из себя Сталин.
Угрожал напустить на неё партийную инквизицию — Центральную контрольную комиссию. В свойственной ему манере взялся объяснять чужой жене, как ей строить отношения с собственным мужем. Высказал ещё и нечто личное, вовсе недопустимое в устах мужчины… Никто не смел с ней разговаривать так оскорбительно.
Сестра Ленина, Мария Ильинична, в записках, найденных после её смерти (а опубликованных лишь сравнительно недавно), вспоминала: «Разговор этот чрезвычайно взволновал Надежду Константиновну, нервы которой были натянуты до предела. Она была совершенно не похожа на себя, рыдала и прочее».
Нервная система несчастной Надежды Крупской была истощена. Она сама нуждалась в лечении и заботе. Собственный муж защитить её не мог. Физическое состояние Ленина стремительно ухудшалось. В ночь на 23 декабря 1922 года у него наступил паралич правой руки и правой ноги. Сознавая своё состояние, он потребовал стенографистку и начал диктовать знаменитое «Письмо к съезду».