Александра-детективъ
Исполнительница главной роли в сериале «Анна-детективъ» 23-летняя Александра Никифорова говорит, что во многом опирается на собственную интуицию, но, для того чтобы чувствовать, ей важно знать. Для того чтобы что-то узнать про себя, ей пришлось сменить несколько городов и несколько институтов, прежде чем убедиться в том, что она все делает правильно.
День интервью с актрисой Александрой Никифоровой был фактически ее первым выходным за долгое время, и было приятно, что она решила провести его в моей компании. Накануне закончились съемки сериала «Анна-детективъ», показ которого в конце декабря завершился на телеканале ТВ -3, и работе над главной ролью Александра отдалась целиком и полностью.
«Мне это было изначально интересно, – говорит Александра, – как только я прочитала первую версию сценария. Такая история не могла не захватить: XIX век, исторический антураж, детектив и мистика, героиня – девушка особенная, необычная. Я говорю сейчас не только о ее способностях общаться с душами умерших, она сама по себе странненькая. Именно это меня в ней и привлекло. Я была готова посвятить этому и время, и силы».
– Я так понимаю, эта роль сейчас перед вами открывает массу возможностей, которые нельзя упустить.
– Есть такой сайт «Кино-театр.ру», там кто-то на моей странице написал: «Рви рычаг». Видимо, вы сейчас и спрашиваете о том, что надо «рвать рычаг»?
– Да, и вы рвете?
– Мне просто очень хочется работать.
– Может, продолжение будет?
– Пока такой информации нет. Но работать все равно хочется. Постоянно и без перерывов. Для меня это способ жить. Даже когда у меня нет репетиций и другого материала, то я просто читаю стихи, хотя бы самой себе. Мне нужно находиться в бесконечном процессе.
– Вы такая целеустремленная?
– Думаю, что да.
– Откуда у вас это качество?
– У меня есть тетя, Виктория Шпаковская, в девичестве Калашникова, актриса Севастопольского театра Черноморского флота имени Б. Лавренева и какой-то особенный человек в моей жизни. Благодаря ей мне в детстве казалось, что артисты – это боги, сверхлюди, обладающие суперсилой. Кстати, не так давно тетя и ее супруг, тоже актер, совершили очень серьезный поступок – открыли в моем родном городе Севастополе собственный театр под названием «Стая». В Москве это частая практика, тут каждые полгода какой-нибудь театрик в подвале открывается, а для Севастополя это событие. Так что хочется пожелать им удачи.
– Что вас так поразило в тетином образе жизни, что вы выбрали ее в качестве ролевой модели?
– У меня в памяти это сохранилось в виде ярких, но обрывочных картинок. Она приходила поздно после спектакля в хорошем настроении, разгоряченная, веселая, пела песни, цитировала шутки из пьес, и мне хотелось ей подражать. Я бывала у нее на спектаклях, за кулисами. Мы все время с ней играли, и это было так весело, что мне не хотелось, чтобы эта игра заканчивалась.
– А родители к искусству имеют отношение?
– Отец военный, сейчас на пенсии. Мама, Елена Александровна, воспитатель в детском саду. Меня, кстати, в честь дедушки назвали Александрой. Так получилось, что ему сильно хотелось сына, а у него родились две дочери (моя мама и тетя). Тогда он надеялся хотя бы на внука, но появилась я. Мама, чтобы его утешить, назвала меня Александрой.
– Что собой представляло ваше детство в Севастополе?
– При мысли о детстве у меня возникает такая картинка: просыпаешься утром, окошко открыто – я в частном доме жила, – шторку треплет ветром. Выглядываешь во двор – там помидоры спелые на грядке растут, бабушка тут же суетится. Дедушка уже успел съездить в Балаклаву на рыбалку и теперь в коптилке улов коптит. Выбегаешь на улицу, кричишь: бабушка, заплети мне косички! Она говорит: конечно, беги сюда!
Я росла фантазеркой. Обожала бродить по Херсонесу – это древний город на территории Севастополя. Гуляла там одна, без подружек, без мамы. Находила укромное местечко около скал и читала. И, как у Ахматовой, «Ко мне приплывала зеленая рыба, / Ко мне прилетала белая чайка, / А я была дерзкой, злой и веселой / И вовсе не знала, что это – счастье».
– Выбивались из коллектива, как ваша героиня Анна?
– В каком-то смысле. И XIX век мне был близок.
– Поэтому вы оттуда уехали?
– Я родной город очень люблю, он в меня много светлого вложил – вот эти прогулки по набережной, когда идешь и представляешь, как здесь было лет 100–150 назад, дух офицерства, красивые моряки в белой форме, девушки с кружевными зонтиками, севастопольские вальсы – все это овеяно теплом и добротой с детства. Если бы в городе был хоть какой-нибудь театральный институт, то я бы никуда не поехала.
– Что за севастопольский театр «Психо Дель Арт», в котором вы одно время служили? Судя по отзывам, это не то какие-то городские сумасшедшие, не то что-то авангардное…
– (Смеется.) Да, это очень далеко от академизма. Это театр режиссера и драматурга Андрея Маслова, а у него свой субъективный взгляд на все, что касается человеческих отношений. Он любит рассматривать людей на грани истерики. Для меня в семнадцать лет это был прекрасный опыт.