Интервью с Ивонн Кальман — последним потомком Императора оперетты

Караван историйКультура

Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...»

Я последняя из Кальманов. Сестра Лили погибла молодой, брат Чарли ушел несколько лет назад. Бог не дал нам детей, и после меня не останется ни одного потомка Императора оперетты, как еще при жизни называли отца. Поэтому езжу по миру и стараюсь популяризировать его наследие.

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Б. Рябинин/РИА Новости/сцена из оперетты «Сильва»; S. Stone/Ullstein Bild/Getty Images

России всегда любили музыку Кальмана, она близка людям. В этом я убедилась еще в середине семидесятых, впервые попав в вашу страну с делегацией немецких музыкантов. Самое смешное, что числилась переводчицей, хотя совершенно не говорила по-русски. Мама все устроила. Она уже бывала в СССР и успела познакомиться со многими деятелями советской культуры, даже с министром Екатериной Фурцевой. Вдову Имре Кальмана приглашали в ту поездку, но мама отказалась и сосватала меня. Я была не прочь посетить Москву и Ленинград, смущало только незнание языка.

Фото: Павел Щелканцев, визаж: Татьяна Агаева, продюсер: Екатерина Шутылева

— Как я буду общаться с русскими?

— Возьмешь переводчика! — засмеялась мама. — Не бойся, в СССР многие говорят по-английски. А ты знаешь не только английский, но еще пять языков — как-нибудь выкрутишься.

Принимали нас на высшем уровне. В столице поселили в «Национале», прямо напротив Кремля. Интерьеры красивые, но кормили невкусно, как будто готовили из консервов. Однажды по ресторану пробежала мышь, вызвавшая нешуточный переполох. В остальном все прошло прекрасно. Особенно запомнилась экскурсия в Кремль и концерт в Зале Чайковского, на котором один из участников нашей делегации, знаменитый баритон Дитрих Фишер-Дискау, исполнял произведения Шуберта под аккомпанемент Святослава Рихтера.

Фото: А. Стужин/ТАСС

Поначалу я была шокирована внешним видом московской публики. Люди выглядели так, словно пришли не на концерт классической музыки, а в спортзал. Но они плакали, слушая Шуберта, и я простила отсутствие вечерних платьев и смокингов.

Через несколько дней отправились в Ленинград. Программа была довольно насыщенной, но один из вечеров неожиданно оказался свободным. Я обратилась к сотрудникам «Интуриста»:

— Не подскажете, что сегодня интересного в вашем городе? Куда можно пойти?

— Премьера «Сильвы» в Театре музкомедии. Но все билеты давно проданы.

— А вы позвоните и скажите, что спектакль хочет посетить дочь Имре Кальмана.

Через пару часов прислали приглашение в директорскую ложу, и я отправилась в театр. В антракте предо мной предстал сам директор с букетом белых роз.

— Для меня огромная честь познакомиться с дочерью великого Кальмана, — сказал он на ломаном английском, — да еще на премьере «Сильвы»! Это поистине историческое событие! Позвольте вас обнять! — Так расчувствовался, что сломал несколько цветов. И сообщил: — Завтра утром у нас «Баядера». Вы обязательно должны присутствовать!

— Но я не могу, у меня экскурсия в Петропавловскую крепость!

— Приходите после экскурсии! Мы будем ждать!

Я пришла на два часа позже и с изумлением узнала, что оперетта до сих пор не началась — публика ждет дочку Кальмана! Стало страшно неудобно. После спектакля познакомилась с одним из старейших артистов театра, игравшим во всех постановках «Баядеры». Он оказался настоящим фанатом Кальмана и даже написал о нем книгу. Мы вместе поужинали и хорошенько набрались. Поклонник отца неустанно поднимал тосты за него, и я не могла не выпить. Удивительная была поездка! Я влюбилась в русских людей. Они такие открытые и сердечные!

— А почему вы не говорите по-русски? Ведь мама и бабушка из России?

— Да, но в семье царил немецкий, детей никогда не учили русскому языку. У меня сложилось впечатление, что принципиально. На нем общались исключительно мама и бабушка. Не знаю, что уж такого они скрывали, но иногда вели себя как два секретных агента!

— Возможно, это было связано с прошлым? Слышала, что ваша мать Вера Макинская — дочь великого князя Константина Константиновича Романова.

— Знаете, отец часто сравнивал маму с Толстым и Чеховым. Она сочиняла такие истории! У мамы были богатая фантазия и явный литературный талант. Они с бабушкой любили наводить тень на плетень, делать тайну из самых простых вещей. Думаю, правды мы уже никогда не узнаем. Возможно, легенда о родстве с великим князем имела право на существование, а может и нет — им просто хотелось в нее верить. Все русские эмигрантки первой волны называли себя княжнами и графинями. А мама отличалась такой эффектной внешностью и царственными манерами, что ее аристократическое происхождение не вызывало сомнений.

Как Макинские попали в Европу, мне не рассказывали. Только слышала, что до приезда в Вену мать жила в Берлине, работала манекенщицей и снялась в паре эпизодических ролей в кино. Чем занималась бабушка Соня, точно не знаю, видимо, устройством личной жизни. Она была еще достаточно молода. Во всяком случае, в Вене мама оказалась одна. Жила в дешевом пансионе, где ютились такие же начинающие актрисы, и безуспешно пыталась пробиться на сцену. Однажды в кафе случайно познакомилась с моим отцом, и начался роман, длившийся около года.

Отец любил ее, но никак не мог решиться на брак. Однажды даже обратился к Соне, написал необыкновенно прочувствованное и искреннее письмо, в котором говорил, что слишком стар для ее дочери, что ей больше подойдет какой-нибудь молодой человек, а не сорокашестилетний мужчина, много повидавший и переживший. Это были не пустые слова. Незадолго до встречи с Верой отец похоронил любимую женщину, с которой прожил почти двадцать лет. Паула Дворжак была его музой и ангелом-хранителем. Она умерла от туберкулеза. Для отца это стало огромной потерей. Говорили, что именно Паула познакомила его со своей подругой графиней Агнес Эстерхази, звездой немого кино. Хотела, чтобы любимый был счастлив, обрел семью и детей. Отец увлекся и даже купил роскошный особняк в центре Вены, куда собирался привести молодую жену, но Агнес под венец не спешила. Ей льстила любовь знаменитого композитора, но совершенно не привлекала роль жены и матери. Графиня слыла довольно эксцентричной и непостоянной. Какое-то время отец мирился с ее изменами, а потом его терпение лопнуло...

Имре Кальман был намного старше Веры и долго не мог решиться на брак. Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Он понимал, что они с мамой не очень подходят друг другу, но боялся ее потерять. А Соня, разумеется, не стала уговаривать Имре Кальмана расстаться с ее дочерью. О таком известном и богатом зяте можно было только мечтать! И он, как ни старался, так и не смог освободиться от Веры и ее колдовского очарования. Кстати, мама ухитрилась подружиться с графиней Агнес Эстерхази. Мудрая женщина, она прекрасно понимала: чтобы нейтрализовать соперницу, нужно завербовать ее в подруги. Я впервые увидела Агнес после войны, когда наша семья вернулась в Европу из Штатов. Уже не первой молодости, графиня определенно не могла сравниться с моей матерью. Та была не просто красивой женщиной, но и сильной, харизматичной личностью. Знала, чего хочет, и всегда добивалась своей цели.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джуд Лоу. Воскрешение Джуд Лоу. Воскрешение

Джуд Лоу за двадцать пять лет актерской карьеры доказал, что может все

Караван историй
10 правил глянцевой журналистики 10 правил глянцевой журналистики

Самый известный главред русского глянца Алена Долецкая

Esquire
Bзрос­лая неожиданность Bзрос­лая неожиданность

В со­рок одни про­дол­жа­ют тя­гать­ся в упру­го­сти кожи с два­дца­ти­лет­ни­ми, а дру­гие с лег­ко­стью го­во­рят мо­ло­до­сти: «Прощай!». «Татлер» ищет зо­ло­тую середину.

Tatler
Пифия ХХ века Пифия ХХ века

В Новый год и не только нас волнуют чудеса – исцеления, предсказания будущего, общение с духами. Поэтому всеобщий интерес вызывают люди, которые будто бы занимались всем этим. Такие, как болгарская знахарка Вангелия Гуштерова, больше известная как баба Ванга.

GALA Биография
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
Сражение невидимок Сражение невидимок

Истребители пятого поколения участвовали в каждом бою в истории

Популярная механика
Сладкая тайна Алексея Абрикосова Сладкая тайна Алексея Абрикосова

История великого кондитера Алексея Абрикосова напоминает захватывающий детектив

Караван историй
Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству Огюст и Жан Ренуары. Любовь по наследству

Как складывались жизни художника Пьера Огюста Ренуара и его сына Жана

Караван историй
Куликовская битва Куликовская битва

Создатель народного «Глухаря» Илья Куликов не любит внимание, но согласился рассказать GQ, каково быть единственным шоураннером на российском ТВ.

GQ
Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж

Мы поговорили со звездой комедийного сериала «Гражданский брак» о семье, отдыхе и хорошем настроении.

Лиза
Если прелюдия затянулась Если прелюдия затянулась

Миллионы женщин откладывают рождение детей на будущее и становятся бесплодными. На помощь им приходит маркетинг.

Forbes
10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу 10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

10 навыков, с которыми придется расстаться нашему телу

Esquire
Ура, у нас тестикулы! Ура, у нас тестикулы!

Женщиной быть гораздо сложнее, больнее и опаснее, чем мужчиной

Maxim
Игра года Игра года

Встречайте. Семь лучших игр – по версии «Игромании».

Игромания
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Галина Стаханова. Мечты сбываются? Галина Стаханова. Мечты сбываются?

Галина Стаханова рассказала о своих отношениях с Роланом Быковым

Караван историй
Охотник за голами Охотник за голами

Еще недавно в светской хронике Федор Смолов появлялся куда чаще, чем в спортивных новостях. Вдруг все поменялось, он стал лучшим футболистом страны. GQ выяснил, как это произошло.

GQ
10 гибридных режимов 10 гибридных режимов

Что такое гибридные режимы

Esquire
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания
Александра-детективъ Александра-детективъ

Исполнительница главной роли в сериале «Анна-детективъ» 23-летняя Александра Никифорова говорит, что во многом опирается на собственную интуицию, но, для того чтобы чувствовать, ей важно знать. Для того чтобы что-то узнать про себя, ей пришлось сменить несколько городов и несколько институтов, прежде чем убедиться в том, что она все делает правильно.

GALA Биография
Как сказку сделать прибылью Как сказку сделать прибылью

Изучаем основы нейроэкономики, объясняющей нелогичное поведение людей

Maxim
15 мыслей Джима Джармуша 15 мыслей Джима Джармуша

У иконы независимого кино 16 февраля выйдет «Патерсон» — фильм про водителя автобуса, который пишет стихи и долго вглядывается в водопад. GQ поговорил с Джармушем о вдохновении, демографии и технике правильного удара кулаком.

GQ
Прикладная красота Прикладная красота

Разработчики бьюти-приложений трудятся без сна и выпускают все новые сервисы

Cosmopolitan
Да Винчи без кода Да Винчи без кода

Прошло почти пять столетий со дня смерти Леонардо да Винчи, но загадка его личности продолжает смущать умы. В нем видят то инопланетянина, то гостя из будущего, то вождя всемогущего тайного общества. Попробуем выяснить, на чем основаны все эти версии и есть ли в них хоть крупица правды.

GALA Биография
Деревянные небоскребы Деревянные небоскребы

«Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными

Популярная механика
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Пули ниоткуда Пули ниоткуда

Микроскопические частицы с невообразимой энергией проделывают путь в миллионы световых лет, чтобы сбить астрономов с толку. Никто не знает наверняка, что произвело их на свет: дефекты в ткани пространства-времени, бьющие из черных дыр фонтаны плазмы или распад темной материи.

GEO
Птица вольная Птица вольная

После личной драмы в жизни Гвен Стефани наступила белая полоса

Cosmopolitan
Балетный роман Балетный роман

Кшесинская первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте

Дилетант
На розовой заре На розовой заре

Ита­льян­ской мар­ке Blumarine ис­пол­ня­ет­ся со­рок лет. К юби­лею Vogue пуб­ли­ку­ет от­рыв­ки из не­дав­но вы­шед­шей ав­то­био­гра­фии ее со­зда­тель­ни­цы Ан­ны Молинари.

Vogue
Открыть в приложении