Зорге в юбке: положительный образ русского шпиона в западном кинематографе
Выходит на экраны британский триллер «Код красный» — о русской шпионке, предотвратившей Третью мировую войну. Уже не первый раз в голливудском и английском кино русские шпионы оказываются на удивление положительными
Через неделю в России должен выйти английский фильм «Код Красный» — в оригинале Red Joan («Красная Джоан») — о знаменитой русской шпионке Джоан Стенли. Британские спецслужбы не могли разоблачить ее полвека, что составляет рекорд для разведчиков всех времен и народов. В титрах фильма указано, что он основан на реальных событиях. А создатели фильма утверждают и более невероятное: что сценарий написан благодаря недавно рассекреченным документам британской ГРУ и КГБ в одном флаконе — МИ-6.
Именно англичанка Джоан, по версии авторов фильма, а вовсе не казненные за предательство американские супруги Розенберг, передала СССР главные секреты атомной бомбы и тем создала в мире ядерный паритет во времена холодной войны, предотвратив Третью мировую — бойню на полное взаимное уничтожение, включая убийство самой планеты.
В мировой прокат фильм выходит лишь на той неделе. Пока Red Joan показали только на ряде фестивалей, в том числе на главном фестивале Северной Америки в Торонто, который неофициально считается №2 в мире после Каннского. Режиссер фильма — мэтр британской киноиндустрии Тревор Нанн, который почти всегда как продюсер, постановщик и сценарист препарировал Шекспира. В главной роли семикратная номинантка на премию «Оскар» и обладательница знаменитой статуэтки за роль королевы Елизаветы во «Влюбленном Шекспире» Джуди Денч.
Парадокс в том, что на протяжении почти двадцати лет, в 1990-2010-е, Джуди Денч в семи фильмах подряд изображала начальницу Джеймса Бонда по имени М. (до и после нее на роли М. выбирали и выбирают только мужчин) — руководительницу той самой сверхсекретной британской МИ-6. А в «Коде Красном» именно МИ-6 арестовывает ее в старости как советскую разведчицу.
О чем это?
В конце 1930-х Джоан Стенли с отличием окончила курс теоретической физики в Кембридже. Именно там она познакомилась с еврейкой, беженкой сначала из Российской Империи, а потом из антисемитской гитлеровской Германии, особой, весьма свободной в нравах, которая свела ее со своим кузеном.
С этим кузеном у нашей англичанки возник роман. Благодаря ему она прониклась левыми идеями, симпатизировала протестам против фашистской бойни в Испании, стала посещать собрания и кинопоказы коммунистов, где демонстрировали, как можно понять из «Кода Красного», прежде всего советские картины. Молодая революционная романтика, как позже в студенческом Париже 1968-го.