Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT
Первый, еще школьный, бизнес-опыт Эрика Юаня закончился поджогом соседского дома. Теперь успешное IPO сервиса видеоконференций Zoom сделало его миллиардером. Впереди — борьба с сильнейшими конкурентами, как Cisco, Google и Microsoft.
Перед тем, как дать сигнал к открытию торгов на бирже NASDAQ, CEO сервиса видеоконференций Zoom Эрик Юань обратился к ликующей толпе. В целом он производил впечатление неуверенного в себе человека. Но тут робкая улыбка на его лице сменилась выражением сосредоточенности, и он заявил: «Сегодня начнется новая игра». Его стартап действительно не так известен, как еще две технологические компании, недавно дебютировавшие на бирже: сервис заказа такси Lyft и фотохостинг Pinterest. Но для тех, кто хорошо знаком с Юанем, сюрпризом стал не его успех, а сам факт его личного присутствия на открытии торгов.
Бизнесмен, который не ездит на встречи
Основатель компании Zoom (разрабатывает облачный софт для видеоконференций), Эрик Юань активно пользуется собственным продуктом для ведения бизнеса. Когда он привлек финансирование от крупных венчурных фондов, он появился на встрече с инвесторами лично лишь однажды – чтобы удостовериться, что все они загрузили приложение Zoom.
Юань проводил рабочие встречи как с мелкими, так и с крупными инвесторами только с помощью сервиса Zoom. Исключений было немного: перед IPO он соблаговолил ненадолго покинуть свою штаб-квартиру в калифорнийском городе Сан-Хосе и съездить в соседний Сан-Франциско, чтобы поприсутствовать на деловом обеде с инвесторами компании. После встречи он сразу же вернулся на работу. Именно поэтому всех так удивил тот факт, что он прилетел в Нью-Йорк ради IPO компании. Это была его восьмая командировка за пять лет.
По словам Юаня, перед заключением договора с Zoom представители компаний всегда говорят: «Эрик, мы вскоре станем важными клиентами Zoom. Мы должны встретиться лично». На это предприниматель отвечает: «Хорошо. Я встречусь с вами лично, но давайте сперва проведем видеоконференцию». Обычно этого бывает достаточно.
Успех на IPO
Сработало это и на Уолл-стрит. Высокий спрос на акции компании Zoom (официальное название — Zoom Video Communications) побудил Эрика Юаня поднять их начальную цену до $36 за штуку, что позволило компании получить оценку в $9,2 млрд, а 49-летнему основателю Zoom – войти в список миллиардеров.
Когда в первый день торгов курс акций компании взлетел на 72%, рыночная капитализация Zoom возросла до $15,9 млрд, а состояние Юаня, которому принадлежит 20% акций нового технологического гиганта, увеличилось до $3,2 млрд.
И все это благодаря программному обеспечению для видеоконференций, которое не изобретает колесо заново – просто помогает ему легче крутиться.
Ранее Юань руководил разработкой платформы для вебинаров и видеоконференций Cisco Webex. Именно тогда он решил создать программное обеспечение, которое бы работало хорошо как в зале заседаний совета директоров какой-нибудь манхэттенской компании, так и на кухне в обычной китайской семье. Zoom использует облачные технологии и работает по бизнес-модели freemium. Это значит, что любой может воспользоваться бесплатной версией сервиса и провести видеоконференцию длиной до 40 минут. Полная версия программы Zoom предлагается уже за деньги. Глава облачного онлайн-хранилища Box и активный пользователь сервиса Zoom Аарон Леви был настолько поражен финансовыми показателями Zoom, что пошутил, что они могли бы продавать подарочные издания с «этими прекрасными цифрами».
С годовой выручкой за 2018 год $331 млн (больше чем в 2017 году на 118%), Zoom стал одним из тех редких технических «единорогов», которые выходят на IPO с прибылью.
У компании 50 000 корпоративных клиентов, в их числе Samsung, Uber, Walmart и Capital One. Внезапная слава, обрушившаяся на Zoom в результате IPO, — это что-то новое для компании, руководитель которой не только старательно избегает внимания общественности, но и необычайно бережливо относится к бюджету стартапа. Каждый раз, когда он дарит кому-нибудь из своих друзей продукцию с символикой компании, например, рюкзак, он возмещает «расходы». За всем этим кроется удивительная история об упорстве и самосовершенствовании, которая доказывает, что небольшой стартап может бросить вызов лидерам рынка и преуспеть.
Столь бурный экономический рост Zoom безусловно связан с рисками. Руководству компании еще предстоит доказать, что Zoom в чем-то превосходит своих конкурентов, в том числе и интернет-гигантов Google и Microsoft. Восемь лет назад, когда Эрик Юань только основал сервис, именно эти компании отпугнули от Zoom всех венчурных инвесторов. Конкуренцию Zoom составит и бывший работодатель Юаня — компания Cisco. Ее руководители сейчас, возможно, сожалеют об уходе разработчика. Хотя большая часть технологических компаний благосклонно относится к Zoom (в число партнеров стартапа входят Atlassian, LinkedIn и Slack), список его конкурентов скорее всего увеличится, как только руководство Zoom начнет расширять сферу деятельности.
Одна мечта Эрика Юаня осуществилась: он дал звонок к открытию торгов на бирже NASDAQ. Но он мечтает не только об этом. Однажды социальная сеть Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объединила пользователей со всего света. Предприниматель планирует последовать примеру Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и объединить всех бизнесменов планеты. В итоге сервис Zoom может стать крупнее платформы Cisco, разработкой которой раньше руководил Юань. «Это похоже на марафон», — заявил основатель Zoom. «Мой конкурент опережает меня на 8 км, но это нормально. Я буду бежать быстрее и все равно догоню его».
Тяжелый старт
Эрик Юань родился в семье горных инженеров из провинции Шаньдун на востоке Китая. Свою предпринимательскую деятельность он начал вести еще в четвертом классе. Юань собирал строительные отходы, чтобы сдать содержащуюся в них медь на металлолом. Когда предприимчивый юнец узнал, что в пункте сбора принимают только сам металл, он попытался сжечь все лишнее на заднем дворе. В результате он спалил дом соседей. Вспоминая об этом, Эрик Юань в присущем ему сдержанном тоне заявил: «Мои родители были очень расстроены».
В Шаньдунском университете науки и техники Эрик Юань изучал прикладную математику и информатику. В 22 года, уже будучи студентом магистратуры, он женился. Будущий миллиардер уже был убежден в том, что однажды откроет свой бизнес, и восхищался такими предпринимателями, как Билл Гейтс. Поэтому он решил переехать в США, где в тот момент бурно развивались технологические компании. Проще сказать, чем сделать. Погранично-таможенная служба США запросила визитку бизнесмена на английском языке и по ошибке внесла имя Юаня в реестр консультантов. В результате произошло недоразумение, и американские пограничники посчитали, что Юань будет работать в США по совместительству. Как следствие, ему отказали в визе.
В течение следующих полутора лет скептически настроенные сотрудники американской миграционной службы еще семь раз отказывали ему в выдаче визы. Но Юань не хотел сдаваться. «Хорошо. Я буду делать все, что в моих силах, пока мне не скажут, что я больше никогда не смогу подать документы на получение американской визы», — думал в то время будущий миллиардер.
Летом 1997 года Юань устроился на работу в технологическую компанию Webex, с момента создания которой прошло лишь два года. Он переехал в город Милпитас, штат Калифорния. По пятницам молодой специалист имел обыкновение программировать всю ночь, и затем, в субботу днем, не выспавшись, играть в футбол. На пике роста пузыря доткомов платформа видеоконференций Webex стремительно развивалась благодаря повсеместному увеличению скорости интернета. В июле 2000 года компания провела IPO, а в 2007 году она была поглощена американским конгломератом Cisco за $3,2 млрд. Вскоре после этого Эрика Юаня назначили главой Webex. Однако к 2010 году он разочаровался в работе. По словам предпринимателя, проблема заключалась в том, что сервис Webex был недостаточно хорош. Каждый раз, когда пользователи Webex заходили в личный кабинет, чтобы начать видеоконференцию, система сначала определяла версию запускаемой программы (для iPhone, Android, ПК или Mac), что существенно замедляло работу.