Как соосновательница S7 создала самую эффективную в своей отрасли компанию

ForbesБизнес

«Она построила лучший авиационный бизнес в стране»: жизнь и принципы Наталии Филевой

Как соосновательница S7 создала самую эффективную в своей отрасли компанию и стала голосом всего российского бизнес-сообщества

1-ita_4735.jpg__1554062584__90297.jpg
Наталия Филева

Погибшая в авиакатастрофе вечером 31 марта Наталия Филева всегда сторонилась публичности. Она редко общалась с журналистами и давала комментарии, держала под замком личную жизнь, и даже в фотобанках сохранилось всего несколько снимков предпринимательницы. Это, впрочем, не помешало совладелице S7 Group стать одной из главных женщин в российском бизнесе. Стратегическое мышление, управленческий талант и личную порядочность Филевой выделяют и близкие, и коллеги, и конкуренты, и эксперты авиарынка. Forbes вспомнил непростой путь предпринимательницы — как вместе с мужем она превратила небольшое семейное предприятие во второй по размеру авиахолдинг страны с оборотом в 16 млн пассажиров в год и запустила первый в России масштабный частный проект в сегменте космических запусков.

Семья из «Сибири»

Открытые биографические сведения о Наталии Филевой чрезвычайно скупы, а карьерные успехи неотделимы от успехов ее мужа Владислава. Известно, что она родилась 27 ноября 1963 года в Новосибирске. В родном городе будущая участница рейтинга Forbes окончила и университет — Новосибирский электротехнический институт по специальности «инженер-радиомеханик» (позднее она получила еще и диплом Новосибирского института народного хозяйства по специальности «организация управления производством»).

К началу 1990-х она уже была замужем за Владиславом Филевым и работала в новосибирском Гарантбанке, писала газета «Ведомости». «Они с Владом начинали буквально с нуля — у них вообще ничего не было», — вспоминает о том периоде источник, давно знакомый с семьей. Благодаря финансовой специализации Наталия формально стала управленцем первого проекта Филевых: она получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава Алексей Грибков — в будущем основатель парфюмерной сети «Иль де Ботэ».

Лицензия позволила молодым супругам заняться операциями с ценными бумагами. Они выкупали выпуски векселей новосибирских предприятий, а когда те оказывались не в состоянии платить налоги, предлагали финансовую помощь в обмен на «живую» продукцию — ее впоследствии можно было продать. Именно по такой схеме в их распоряжение попали самолеты компании, образованной на основе авиаотряда «Сибирь» из аэропорта Толмачево. По данным «Ведомостей», областная администрация, узнав о появлении в «Сибири» молодых эффективных предпринимателей, предложила им довести долю в перевозчике до контрольной и пообещала позднее выкупить актив.

Филевым пришлось влезть в серьезные долги — на приобретение недостающих 26% акций потребовалось $20 млн (позднее Филевы нарастили долю почти до 75%, формально большей частью их пакета владела Наталия, писала «Тайга.Info»). «Они купили авиакомпанию, которая находилась в предбанкротном состоянии, и медленно ее поднимали», — рассказывает знакомый семьи. Власти свою часть сделки, однако, так и не исполнили. Но супруги дело не бросили: вместо перепродажи актива они на этот раз сосредоточились на его развитии и в 1998 году вместе с командой перебрались из инвестиций в гражданскую авиацию.

Их ментором в новой отрасли стал Владимир Тасун, на тот момент начальник Западно-Сибирского управления Росавиации и председатель совета директоров «Сибири». По его совету Филевы скупили самолеты еще пяти обанкротившихся перевозчиков из соседних регионов – так компания последовательно расширяла маршрутную сеть.

Супружеский оркестр

Поступательное развитие бизнеса сопровождалось более четким разделением сфер ответственности между супругами. «Наталия была очень активная в отрасли, всегда занималась коммерцией, маркетингом, в последнее время еще и джиаром [коммуникациями с органами власти — прим. Forbes], а Влад больше отвечал за производство и стратегию», — объясняет источник, знакомый с Филевыми.

По его воспоминаниям, Наталия была ключевым «вторым мнением» для мужа. «Бывали такие ситуации, когда с Владом обсуждаешь что-то по телефону, а он передает трубку Наталии, и дальше говорит она, а потом она передает трубку ему — вот такое «оркестровое исполнение» было очень характерно для них», – рассказывает о принципах менеджмента Филевых собеседник Forbes.

На рубеже «нулевых» «Сибирь» чуть было не приросла «Внуковскими авиалиниями», среди владельцев которой был Сулейман Керимов. Стороны вели переговоры о слиянии на базе новосибирского перевозчика — объединенная структура претендовала на 10% всего российского пассажиропотока. Филев даже успел побывать в должности гендиректора «Внуковских авиалиний». Но финальные условия акционеры компаний согласовать не смогли — в итоге Филевы, перебравшиеся было в Москву, вернулись в родной город, писала газета «Коммерсантъ».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Система полковника Смолова и майора Перова Система полковника Смолова и майора Перова

Первая глава новой книги Софии Синицкой

Esquire
Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры» Третья попытка: потекут ли деньги в «российские офшоры»

Законопроект, который продляет амнистию капиталов до 29 февраля 2020 года

Forbes
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Если пришли «плохие» анализы... Если пришли «плохие» анализы...

Игнорировать «плохие» анализы не стоит

9 месяцев
Ходить в школу опасно Ходить в школу опасно

И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМир
Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером

Интервью с руководителем проекта ГУМ-Red-Line 2019 Игорем Казаковым

Forbes
Обуть готов! Обуть готов!

Подростковый бизнес: редкие сникеры как символ социального статуса

Robb Report
BMW X7 BMW X7

Здесь даже пассажиры третьего ряда отнюдь не обделены комфортом

Quattroruote
От любви до ненависти От любви до ненависти

У Распутина были не только фанатичные обожатели, но и ярые противники

Дилетант
Сад Сад

Герои нашего досье про сад — люди, проектирующие парки и разбивающие сады

AD
Над пропастью поржи Над пропастью поржи

Ходят слухи, что российский юмор снова на взлете

Esquire
Зловещая долина: самый ожидаемый спектакль весны Зловещая долина: самый ожидаемый спектакль весны

Команда «Импресарио» везёт в Москву новую работу Штефана Кэги

Cosmopolitan
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Танзания Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Танзания

Первые полторы сотни километров по Танзании мы проехали неспешно

4x4 Club
Зимовка в Индии Зимовка в Индии

Длительное путешествие по Индии

4x4 Club
Вычислить путь звезды: что программисты делают в астрофизике Вычислить путь звезды: что программисты делают в астрофизике

Астрофизику сегодня невозможно представить без компьютерного моделирования

Популярная механика
Да удаленькая! Да удаленькая!

Самая маленькая девочка России мечтает стать певицей, как Ольга Бузова

StarHit
Это же другое дело! Это же другое дело!

Практические советы тем, кто всё чаще заглядывает на «хедхантер»

Cosmopolitan
Николай Немоляев: Николай Немоляев:

Интервью с Николаем Немоляевым

Караван историй
В списке не значатся: 8 бизнесменов, выбывших из российского рейтинга Forbes В списке не значатся: 8 бизнесменов, выбывших из российского рейтинга Forbes

Из рейтинга 200 богатейших бизнесменов 2019 года пропали восемь фамилий

Forbes
Какое из своих «Я» мы показываем другим? Какое из своих «Я» мы показываем другим?

Можно ли расшифровать бессознательные особенности человека

Psychologies
От Питера до Москвы на электротяге: невероятно быстро и очень медленно От Питера до Москвы на электротяге: невероятно быстро и очень медленно

Jaguar I-Pace: быстрый, красивый, дерзкий и полностью электрический

Популярная механика
7 самых необычных домов будущего в ретро-стиле: взгляд из прошлого 7 самых необычных домов будущего в ретро-стиле: взгляд из прошлого

Период между 1958 и 1963 годами можно описать как «золотой век» футуризма

Популярная механика
8 самых дорогих гаджетов современности (суммы доходят до миллионов $$$) 8 самых дорогих гаджетов современности (суммы доходят до миллионов $$$)

Тебе захочется развидеть эти ценники

Playboy
Серебряная страна Серебряная страна

Первооткрыватели вступив на эту землю назвали её «Серебряной страной»

4x4 Club
Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией

Спецназ тренируется телепатии на дельфинах и взламывает компьютеры силой мысли

Maxim
Виктор Добронравов. Баловень судьбы Виктор Добронравов. Баловень судьбы

О чем мечтает Виктор Добронравов

Караван историй
Кому добавки? Кому добавки?

Нуж­ны ли нам пи­ще­вые до­бав­ки для кра­со­ты ко­жи и во­лос?

Glamour
Скандальный бой Дацик — Тарасов: полное видео, гонорары, обвинения в подкупе Скандальный бой Дацик — Тарасов: полное видео, гонорары, обвинения в подкупе

Один из самых странных боев MMA

Maxim
Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий Изобретения под запретом: как режим санкций ведет к дефициту технологий

Санкции против России отразились и на сфере патентных отношений

Forbes
С чего начинался Рунет: герои и проекты, создавшие интернет в России С чего начинался Рунет: герои и проекты, создавшие интернет в России

Фигуры и проекты, определившие развитие Рунета

Forbes
Открыть в приложении