Плетущие судьбы
Деревянный декор зданий, изразцовые стены, кружево – встречающиеся нам в путешествиях по России орнаменты и узоры хранят зашифрованные послания. Правда, адресованы они не только потомкам, но и высшим силам. Как читать эти сообщения?

Хотя формально Русь стала христианской еще в конце X века, в стране на протяжении многих веков сохранялось двоеверие. Крестьяне возносили в храме молитвы христианскому Богу, а потом тайком от священников творили языческие обряды, стараясь заручиться помощью божеств, почитаемых предками. Поэтому в народном искусстве мирно сосуществовали, переплетаясь друг с другом, христианские и языческие мотивы. Корни традиционной резьбы по камню и дереву в тех временах, когда мастера занимались созданием языческих идолов. Столь же древнее происхождение имеет обычай украшать теми или иными изображениями тканые изделия и керамику. Знаменитая ярославская майолика, возникшая в XVIII веке, во многом унаследовала зооморфные сюжеты, сложившиеся в домонгольской Владимиро-Суздальской школе художественного изразца. А вот традиция украшать окна резными наличниками, судя по всему, не так уж стара и зародилась, самое ранее, в XVII веке. Тем не менее, мастера, создававшие наличники, обильно обращались к символике, берущей начало в языческие времена и пронесенной сквозь время в вышивках и керамике.
Берегиня
Геометрический орнамент в чистом виде не свойственен мастерам ремесленных течений, оформившихся в таких городах, как Суздаль, Псков, Москва, Владимир, Рязань. Подобный орнамент чаще встречается на территориях, лежащих к западу. На Руси же предпочитали более предметную символику. Одной из важнейших фигур народной мифологии была Берегиня, которую изображали повсеместно: и на резных наличниках, и на вышивках, и на изразцах. Большинство исследователей выводит название от глагола «беречь» и считает Берегиню покровительницей урожая и хранительницей дома, защищающей от зла, бед, болезней и смерти. Согласно другой версии, в основе имени лежит существительное «берег», а Берегини ведут свое происхождение от русалок и изначально символизировали не очень доброе начало.
Фигура Берегини, как правило, очень стилизована – нередко ее очертания образованы сплетением растений, змей и тому подобных элементов. Однако угадать ее голову, раскинутые руки и ноги, все же можно. Мастера придавали силуэту Берегини разные позы, наделяя таким образом оберег особыми функциями. Так, предполагают, что фигурка со вскинутыми вверх руками взывает к небесам с мольбой о свете и воде, а опущенные вниз руки символизируют обращение к Матери-Земле с просьбой об урожае. Такую же функцию приписывают и Берегине, на теле которой мастера размещали изображение ростка (крина) – символа зарождения жизни, плодородия. Иногда Берегиню сопровождают две женские фигурки. Это Рожаницы, отвечавшие за благополучие семьи, рода, защищавшие от посягательств недобрых людей, способствовавшие достатку и сохранению традиций.
Отыскать Берегиню сейчас легко на наличниках, и не только старых домов – современные мастера повторяют традиционные мотивы, в которые «вшиты» такие обереги. В центре верхней части наличника часто присутствует узор, который, если приглядеться, напоминает фигурку с раскинутыми руками и ногами, – это и есть Берегиня. В похожем виде она представлена и на вышивках – алый узор, в котором угадывается женская фигура. Часто Берегиню изображали держащей в руках двух птиц.

На изразцах Берегини присутствуют уже во всей красе – не в качестве стилизованного узора, а в виде женщин с пышными формами. Берегиню-русалку можно отыскать на знаменитой ярославской майолике.
Магия солнечного колеса
Солярные знаки – основа любого узора. Их можно отыскать и в узорах кружев и вышивки, и в декоре деревянной резьбы, и на керамических изделиях.