Девятое искусство
Французы и бельгийцы росли на комиксах задолго до того, как в других странах это стало мейнстримом, и раньше других поняли, что девятое искусство – не только для детей.

Франция: главный фестиваль
Древний Ангулем стоит на потухшем вулкане. Узкие улочки, вьющиеся меж высоких каменных стен, под моросящим дождем выглядят уныло. Зябко поеживаясь, усталый турист уже мечтает поскорее дойти до вокзала и уехать куда подальше... как вдруг из окна первого этажа на него выпрыгивает задорно смеющаяся лошадь – к счастью, нарисованная! А из соседнего окошка выглядывает веселый ковбой в широкополой шляпе. «Ну конечно! – вспоминает путешественник. – Это же Счастливчик Люк из старого комикса про ковбоя, который стреляет быстрее своей тени!» Полистав путеводитель, турист находит подробную статью о системе расписных стен с персонажами комиксов и соответствующий пешеходный маршрут, за несколько лет ставший визитной карточкой Ангулема. Перспектива прогуляться по городу и пофотографироваться на фоне героев, приключениями которых зачитывался с детства, выглядит заманчиво, так что на вокзал можно и не спешить.

В конце 1990–х, когда Ангулем стал признанным центром мирового комиксного искусства, местные власти решили создать целую сеть муралов на тему франко-бельгийских рисованных историй, известных как bande dessinée (сокращенно – BD), что в переводе с французского означает «рисованная лента». Собственно, «комиксами» во франкоязычном мире называют американскую супергеройскую продукцию, и только ее. Все остальное (за исключением азиатских манги, манхвы и маньхуа) подпадает под определение «банд дессине». Термин начал широко использоваться после того, как 12 декабря 1949 года появился на страницах лиможской газеты La Nouvelle République. До этого французы называли комиксы по-разному: «иллюстрированные истории», «иллюстрированные серии» или вообще «стрипы», на американский манер. Термин же «банд дессине» оказался настолько удачным, что вытеснил все остальные.
В наши дни большая часть визитеров едет в Ангулем именно ради комиксов. Еще бы, ведь Ангулемский фестиваль давно стал одним из ведущих в мире! На четыре январских дня вся некомиксная жизнь города замирает. Местные жители прячутся по домам: кафе, рестораны, магазины, лавочки, рынки, узкие улочки, оплетающие вулкан, отданы в полное распоряжение любителей графических историй со всего света. Наиболее рьяных, чьи коллекции исчисляются тысячами томов, можно распознать с первого взгляда: за спиной огромный рюкзак, набитый комиксами; к нему приторочен складной стул, чтобы можно было сидеть в многочасовых очередях за так называемыми «дедикасками» – рисованными автографами, которые художник оставляет в альбоме читателя (от французского dédicace, «посвящение»).

– Ангулем нынче уже не тот,.. – вздыхает завсегдатай фестиваля и коллекционер комиксов по имени Анри. – Народу полно! Фестиваль так раскрутили, что все кому не лень едут... Целыми семьями!
И действительно: по официальным данным, сегодня на фестиваль ежегодно приезжает свыше 200 000 гостей, однако в кулуарах поговаривают, что реальные цифры переваливают за полмиллиона, при том, что население исторической части города – чуть больше 42 000 человек. История Ангулема как комиксной столицы Европы началась в 1974 году, когда усилиями сотрудников региональной администрации Жана Мардикяна и Франсиса Гру, атакже писателя и коллекционера Клода Молитерни в городе состоялся 1–й Международный салон комиксов (статус фестиваля он приобрел лишь в 1996–м). Мэрия, хоть и дала разрешение на мероприятие, воспринимала его скептически, да и время было предложено неудачное – конец января, поэтому на успех никто особенно не рассчитывал. Но вышло наоборот: на призыв организаторов откликнулись звезды первой величины. Такие, например, как бельгийский художник Пьер Кюллифор – создатель штрумпфов (в русскоязычной среде чаще встречается написание «смурфы», пришедшее из английского языка, в котором оригинальное название этих персонажей изменили. – Прим. «Вокруг света»), или Уго Пратт – автор серии графических романов о моряке-индивидуалисте Корто Мальтезе, задавшие высокую планку для приключенческого жанра. Приехал и влиятельнейший график ХХ века Жан Жиро (к слову, долгое время не все читатели знали, что Жан Жиро, рисующий абсолютно классическую вестерн-серию «Блюберри», и Мёбиус, рисующий новаторскую научную фантастику, – один и тот же человек). За знаменитостями подтянулись и посетители. Стало ясно: комиксные фестивали во Франции ждет великое будущее.