Зачем императору резец?
Продолжаем изучать уникальную коллекцию семьи Венгеровых.
Расследованием истории попавшего в нашу коллекцию артефакта — ученической гравюры — занимался выдающийся специалист в области книг, гравюр, эстампов, последний из могикан золотого ХХ века любителей антикварных изданий Яков Исакович Бердичевский. Филолог, литератор, музейный работник, библиофил, собиратель и исследователь книжных знаков, меценат, в 1987 году передавший в дар городу Киеву собиравшуюся им более 30 лет коллекцию «Пушкиниана» для организации Киевского музея А. С. Пушкина. Судьба позволила нам довольно часто соприкасаться с ним, поскольку дома в старом Берлине, где раньше жил старший Венгеров, основатель нашей коллекции, и поныне здравствует 92-летний «гранд». Оба мэтра находились в 10 минутах пешего шага друг от друга и довольно часто сходились в баталиях на книжной почве.
Исследуя историю гравюры, Яков Исакович нашёл немало удивительных фактов, чем не преминул поделиться со своим берлинским собеседником, а нам дал разрешение представить его рассказ читателям журнала.
Как известно, Николай Павлович был хорошим рисовальщиком. К рисунку он пристрастился в детстве и совершенствовался под руководством придворных художников Ивана Акимова, Василия Шебуева и Александра Заурвейда, чьи батальные сцены особенно его привлекали.
Наибольший вклад в обучение рисованию будущего императора внёс профессор Василий Козьмич Шебуев — живописец, преподаватель, работавший над оформлением Исаакиевского и Троице-Измайловского соборов в Санкт-Петербурге. А в 1816 году двадцатилетний Николай серьезно заинтересовался гравюрой, скорее всего, не без влияния Зауервейда, который блестяще владел гравировальной