Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни
Про важность Эйзенштейна и Кубрика мы все давно наслышаны. Пора отвлечься от дедушек и поговорить о революционных свершениях за последние 45 лет.
Особенно отмечаем, что в статье идет не о лучших, популярных или титулованных картинах. Хотя некоторым из них повезло совместить все в одном флаконе. Сосредоточимся на лентах, которые всколыхнули мозги не только зрителей, но работников кино. Фильмы, которые умудрились выдумать нечто невиданное и неслыханное, породили горы имитаций и что особенно важно — не менее талантливых продолжателей. Одним словом, перевернули попкорн вверх дном.
«Чужой» (1979)
Простенькая и уже не раз испробованная в кино тема пришельца, который пробрался на космолет и терроризирует несчастных астронавтов, в ленте Ридли Скотта приобрела невиданную доселе окраску. Сейчас мы этого совершенно не замечаем, а в 1979-м году «Чужой» смотрелся как авторский, почти артхаусный хоррор — просто этот авторский стиль скоро стал общепринятым, нормой жизни. Препарировать «Чужого» можно до бесконечности, перечислим главное.
Итак, Ридли Скотт развил заложенную Стивеном Спилбергом в триллере «Челюсти» идею о том, что чем меньше, тем страшнее. То есть невиданное зло должно оставаться невиданным в буквальном смысле! Если показывать зрителю монстра в строго отмеренных малых дозах, то зритель наделает в штаны от страха куда сильнее, чем если все полтора часа по экрану будет носиться бесноватое чудище. К тому же так экономнее и не заметны ляпы от допотопных эффектов.
Далее Ридли Скотт нанял максимально странного чудика — малоизвестного (тогда) швейцарского художника Ханса Руди Гигера — чтобы создать облик монстра и инопланетных сооружений. Вместо того, чтобы срисовать типового злыдня-пришельца из тысяч палповых книг и комиксов, как поступали до него.
Скотт не взял в актерскую команду ни единой кинозвезды — во-первых опять-таки экономия, а главное — чтобы зритель не догадался, кто из команды «Ностромо» выживет. Он нарушил почти все законы коммерческого кино, создав по итогу научно-фантастический хоррор нового класса.
«Сияние» (1980)
Жанр хорроров прогрессировал не совсем в ногу с остальным кинематографом, во многом потому, что солидные зрители и деятели кино считали его второсортным. И все же революционные картины рождались там и сям, будь то «Ночь живых мертвецов» (первый настоящий зомби-фильм), «Техасская резня бензопилой» (канонический слешер) или помянутый выше сай-фай хоррор Ридли Скотта. В момент выхода «Сияние» было встречено без особого сияния. Даже автор книги Стивен Кинг результатом остался крайне неудовлетворен.
С годами восприятие радикально попеременилось, самое главное, что привнес шедевр Стэнли Кубрика в нашу жизнь — психологический хоррор как жанр в его современном восприятии. Ведь с точки зрения психологии ужаса это страшно современная картина. В ней жутко, даже когда ничего не происходит. И заметьте — никаких внезапных «бум» и наскоков упырей из-за угла.