Император и историческая память
Уже через полтора века после кончины Карла Великого его имя стало нарицательным, он сделался героем народных сказаний и легенд. Сложился цикл героических песен, воспевающих его. Он превратился прямо-таки во «второго короля Артура».
Легенды о могучем и мудром императоре Карле творились, разумеется, не только ради развлечения публики. Их авторы подчас преследовали свои политические цели. Его фигура и впрямь была «благородным светочем», указующим путь всем его потомкам – будущим властителям христианского мира. Ориентируясь на него, подражая его деяниям, следуя его замыслам, надлежало выстраивать государственную жизнь в любой стране, где еще помнят и чтут императора Карла.
Коронация Оттона Великого
Подражать ему подобало во всем. Когда в 936 году, через сто с лишним лет после его смерти, правитель саксов (народа, так долго сопротивлявшегося Карлу Великому) Оттон (912— 973; с 936 – король; с 962 – император) стал королем Германии под именем Оттона I (впоследствии его назовут «Оттоном Великим»), на коронации он велел умастить себя теми же благовониями, коими был помазан на царствование Карл Великий.
Начиная с малого, с подражания в мелочах, молодой король Оттон вступал на тот исторический путь, который должен был привести его (и привел!) в круг великих героев. И стоит ли пояснять, что местом его коронации выбран был Аахен, оплот и столица Карла Великого. Здесь ему «были вручены символы власти: меч, мантия, браслеты, скипетр и жезл власти», описывает эту церемонию французский историк Франсис Рапп. «Он был возведен на каменный трон, который по традиции считался троном великого императора» (Ф. Рапп, «Священная Римская империя германской нации: от Оттона Великого до Карла V», 2000, рус. пер. 2008). Так 7 августа 936 года состоялась коронация, «равной которой по великолепию еще не видали в этих краях» (В. Д. Балакин, «Творцы Священной Римской империи», 2004).
Впоследствии, 2 февраля 962 года, Оттон, настойчиво следуя за путеводной звездой, светившей Карлу, короновался еще и в Риме, став императором и основателем новой варварской империи, позднее получившей название Священной Римской империи германской нации, то есть окончательно встав в один ряд со своим идеальным героем.
С этого времени, с эпохи Оттона Великого и его потомков, территория новой Римской империи сузилась до размеров Германии. Эта страна стала ядром Тысячелетнего рейха, лишь иногда прираставшего окраинами – землями Центральной Европы и Северной Италии.
«Продолжатели рода»
В Средние века многие знатные семейства и княжеские фамилии вели свое происхождение от Карла Великого – несмотря на то, что в 1005 году мужская линия рода Каролингов пресеклась – умер последний прямой потомок Карла Великого: Оттон, герцог Нижней Лотарингии, не оставивший после себя наследника. Однако потомки внебрачных сыновей Каролингов и, прежде всего, их многочисленных дочерей по-прежнему считали себя настоящими «продолжателями рода Каролингов».
В 1935 году немецкий историк и генеалог Эрих Бранденбург в книге «Потомки Карла Великого» исследовал тринадцать поколений этих потомков и наглядно показал, что последнее из изученных им поколений, жившее в XII—XIII веках, насчитывало уже 984 человека, в каждом из которых текла хотя бы толика крови Карла Великого, причем, по словам автора, среди этих потомков были «почти все самые известные тогда аристократические семейства» (E. Brandenburg. «Die Nachkommen Karls des Großen», 1935).