Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – силаКультура

Ар деко и машинки зрения

Владислав Дегтярев

Известный плакат Владимира и Георгия Стенбергов к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» (1929) изображает скрещенные стволы орудийных башен, на которых, словно акробат в цирке, балансирует матрос, а рядом падает вниз безголовая фигура офицера, явно сброшенная с какой-то более высокой точки. Фоном композиции служит закругляющийся борт корабля, подобный скале. Композиция представляет собой коллаж, нарушающий законы перспективы и логики, но в этом невозможном пространстве действуют реалистически проработанные и вполне узнаваемые персонажи. Таково пространство ар деко.

Плакат братьев Стенбергов к фильму «Броненосец "Потемкин"»

Ключом к пониманию ар деко могут служить строки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота: «…ибо узрел // Лишь груду поверженных образов». Это образ культуры, пережившей Первую мировую войну, и все, что она могла создать из этой груды, – античных богов и архитектурных ордеров, благородных дикарей и прав человека и гражданина, – было коллажем. Современный французский философ Жан-Марк Лашо описывает создание коллажа как деконструкцию, сменяющуюся реконструкцией: «Первый ход: художник находит и отбирает в самой действительности совокупность разрозненных кусков. <…> Второй ход: он собирает (не заботясь о предустановленном порядке) и соотносит (конфликтным способом) части головоломки. <…> Вырванные из привычного мира осколки реальности включаются в подвижную структуру, не утрачивая при этом исходных свойств и памяти. Сопротивляясь манипуляциям художника и сохраняя относительную автономность, они вместе с тем выпадают из контекста»1.

1Ж.-М. Лашо. Коллаж/Монтаж // Коллаж-2. М. 1999. С. 59.

Но вокруг чего создается коллаж в нашем случае? Что служит для него символическим центром? И можно ли сказать, что сам броненосец – гигантская обитаемая машина, с которой Ле Корбюзье парадоксальным образом сравнивал Парфенон2, – организует или, точнее, дезорганизует изображенное на плакате пространство?

2Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. М. 1991. С. 103—113. См. также: Петр Завадовский. Рождение архитектуры модернизма из духа античности. // Проект Байкал. № 66. 2020. С. 118—125.

Любая машина – что подтверждается историческими корнями техники – представляет собой машину зрения, производящую либо иллюзию (видимость), либо особую оптику (которую также можно назвать точкой зрения). Так или иначе, с помощью машин мы наблюдаем виртуальную реальность, не существующую вне технических средств.

Поль Вирильо

Поль Вирильо, вводящий понятие машины зрения в одноименной книге (1988), говорит о телескопе (изобретенном, что немаловажно, в эпоху барокко) следующие слова: «Телескоп, этот первостатейный зрительный протез, отображает недосягаемый для нас мир, а вместе с ним и другой способ передвижения в мире; логистика восприятия позволяет взгляду неизвестным ранее образом перемещаться, сталкивает близкое и далекое, порождает ускорение, опрокидывающее наше знание о расстояниях и измерениях»3. Точка зрения, таким образом, есть функция движения, и скорость перемещения наблюдателя то ли накладывает ограничения на скорость восприятия, то ли предоставляет ей новые возможности. И все же, сказанное французским философом о телескопе, хоть и содержит отсылку к Фрейду и его концепции «бога на протезах», сухо и конспективно повторяет слова итальянского иезуита Эммануэле Тезауро, воспевшего оптические устройства в трактате «Подзорная труба Аристотеля» (1654). «Не знаю я, – пишет Тезауро, – человеческим или сверхчеловеческим помышлением движим был тот Голландский мастер, который недавно двумя зеркальными стеклами, как двумя волшебными крылами, вознес человеческое зрение в пределы далей, коих не достигнет даже и птица в своем полете; достаточно взглянуть в созданную им Зрительную Трубку, чтобы пересечь бескрайнее море без корабля и паруса; ты можешь теперь обозревать корабли, леса и города, которые не даются своевольным, слабым зрачкам; взлетая, подобно молнии, в поднебесье, человек теперь изучает солнечные пятна, рассматривает рога вулкана, бросающие тень на Венерино чело, измеряет громады Гор и Морей на поверхности лунного Шара и видит, как резвятся малыши, сопутствующие Юпитеру в его движении…»4.

3 Поль Вирильо. Машина зрения. СПб. 2004. С. 12.

4 Эммануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. СПб., 2002. С. 72.

Галилей и его телескоп

Соседка Тёрнера по купе поезда, пишет Некрасова, «была ужасно удивлена, когда добродушный пожилой джентльмен, сидевший напротив нее в купе поезда, попросил разрешения открыть окно, вдруг высунул голову в неистовый ливень и держал ее так на дожде почти десять минут. Когда он втянул голову обратно, с нее стекала ручьями вода, а он откинулся блаженно назад и закрыл глаза на целые четверть часа. Тогда молодая леди из любопытства тоже высунула голову в окно, совершенно промокла, но получила незабываемое впечатление. Представьте ее восторг, когда на выставке в Академии в следующем году она увидела: "Дождь, пар и скорость"! И услышала чье-то кислое замечание: "Очень похоже на Тёрнера, не правда ли? Никто никогда не видел такого смешения нелепостей". И она ответила "Я видела"»5.

5 Е. А. Некрасова. Романтизм в английском искусстве. М. 1975. С. 143.

Дождь, пар и скорость. Художник Уильям Тёрнер. 1844 год
Велосипедист. Художник Энцо Бенедетто. 1926 год

Можно ли тогда считать, что неподвижный «Потёмкин» на плакате выступает как машина зрения? Во всяком случае, транспортные средства на картинах итальянских футуристов выступают именно в такой роли: двигаясь в поле нашего зрения, они разрушают мир или разбирают его на составные части. Однако это всегда либо автомобиль, либо мотоцикл (в самом крайнем случае поезд), но никогда не корабль. Корабль не может мчаться, он слишком велик и поэтому воспринимается то ли как здание, то ли как природный объект и сам подвергается зрительному разрушению. Он не машина зрения, а что-то другое.

Наблюдатель конца 1920‑х годов мог воспринимать разрушение трехмерного пространства Стенбергами как довольнотаки прямолинейную метафору разрушения социального порядка. Интереснее сопоставить это плакатное пространство, где связи нарушены, с так называемым ослепляющим камуфляжем (dazzle camouflage) времен Первой мировой войны – попыткой визуально разбить или исказить объем корабля с помощью раскраски изломанными полосами контрастирующих цветов. Эта раскраска, придуманная совместно зоологом – специалистом по мимикрии в животном мире – и художником, была рассчитана на артиллеристов кораблей противника, пользовавшихся простейшими оптическими приборами или даже невооруженным глазом. Вражеский наводчик видел корабль, но не мог адекватно оценить его размеры и скорость, расстояние до него, а порой – и направление его движения. Для наблюдателя такой ярко раскрашенный корабль распадался на час-ти, словно был частью картины, написанной футуристом, точнее – частью мира, претерпевающего трансформацию на такой картине.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
На берегу озера 1,5 миллиона лет назад встретились два гоминина На берегу озера 1,5 миллиона лет назад встретились два гоминина

Ученые обнаружили окаменевшие следы сразу двух гомининов на берегу озера Тукан

ТехИнсайдер
Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте Где найти деньги: советы для предпринимателей, как привлечь инвестиции на старте

Как привлечь инвестиции и как при этом избежать самых распространенных ошибок?

Inc.
Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать Быть в тренде: чего хотят люди и как на этом заработать

Что сейчас модно и как бизнес может этим воспользоваться?

Inc.
Самец краснолицего гульмана вторгся в чужую группу и убил несколько детенышей Самец краснолицего гульмана вторгся в чужую группу и убил несколько детенышей

Почему самцы приматов бывают жестокими по отношению к чужим детенышам?

N+1
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Область контрастов Область контрастов

5 причин прокатиться в Вологодскую область

Лиза
«Быть битмейкером — это не круто» «Быть битмейкером — это не круто»

Wallem, певец и автор песен, поделился наблюдениями за музыкальными трендами

ЖАРА Magazine
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Дело мастера Дело мастера

Тест-драйв первого люксового внедорожника Tank

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
«Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история «Не бойтесь бросать то, что вам не нужно»: вдохновляющая история

Почему не стоит испытывать чувство вины за свои решения и как что-то поменять

Psychologies
Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете Большая тяга и много топлива? Почему нельзя отправить весь мусор в космос на огромной ракете

Почему бы не собрать весь мусор и не отправить его на огромной ракете в космос?

ТехИнсайдер
Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить

Есть ли скорость еще более высокая, чем гиперзвуковая?

ТехИнсайдер
ИИ научился создавать реалистичные спутниковые снимки будущих наводнений ИИ научился создавать реалистичные спутниковые снимки будущих наводнений

Ученые разработали метод, который генерирует «снимки» будущих наводнений

ТехИнсайдер
Здания-рекордсмены: постройки России, которые попали в Книгу рекордов Гиннесса Здания-рекордсмены: постройки России, которые попали в Книгу рекордов Гиннесса

Здания России, которые побили самые разные мировые рекорды

ТехИнсайдер
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Открыть в приложении