Новые реалии — новые правила: ректор РАНХиГС Алексей Комиссаров — о трансформации бизнес-образования
В 2019 году Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ первым в России получил аккредитацию AACSB, а в 2022-м занимал 30-е место в рейтинге европейских бизнес-школ, составленном Financial Times. Для проекта «Индустрия» издатель проекта «Сноб» Марина Геворкян поговорила с ректором РАНХиГС Алексеем Комиссаровым о ценности рейтингов, требованиях времени и «корочке» пилота.
Алексей, что изменилось для РАНХиГС после того, как AACSB, AMBA и EFMD отозвали свои аккредитации из России?
С международными аккредитациями ситуация сложная. С одной стороны, вопрос их получения становится все более политически окрашенным. И если раньше для нас наличие этих аккредитаций было однозначным приоритетом, то сейчас мы к этому относимся спокойно. Но, с другой стороны, и слушатели, и студенты, и партнеры по-прежнему во многом на них ориентируются. Я и сам посоветовал бы человеку, который выбирает себе программу MBA, изучить рейтинги — они базируются в том числе на аккредитациях. Можно по-разному к ним относиться, но они появляются не на пустом месте.
С 2023 года российских бизнес-школ нет в рейтингах Financial Times, но существует российский «народный» рейтинг MBA.SU. И там в 2024 году высокие позиции заняли семь институтов и школ Президентской академии: лидируют ИБДА и Центр международных программ MBA факультета экономических и социальных наук. Этот Центр раньше работал под брендом Kingston/РАНХиГС — по названию флагманской программы МВА, разработанной совместно с Kingston University в Лондоне. Год назад эту программу, к сожалению, пришлось закрыть. Но зато Центр запустил новые программы: Pan-Asian MBA на английском языке и MBA «Трансформация» на русском.
Как получилось, что у РАНХиГС столько бизнес-школ?
Мы самый большой вуз не только России, но и Европы. У нас 4500 образовательных программ и 270 тысяч студентов. Только внутри московского кампуса несколько десятков независимых институтов, центров и так далее.
Президентская академия развивалась экстенсивным путем, постоянно охватывая новые регионы, здания, институции. У нас есть высшее образование, магистратура, аспирантура, бизнес-образование, дополнительное образование для госслужащих. И сейчас моя задача как ректора сфокусироваться на качестве. ИБДА 13 лет подряд удерживает первое место в рейтинге MBA.SU — вот к такому хочется стремиться.
Как изменились цены на ваши бизнес-программы за последние два года?
Принципиально не менялись. Мы закрыли дешевые программы. Сейчас минимальная планка — миллион рублей, причем и для Москвы, и для филиалов в регионах. Важно понимать, что программы MBA и EMBA не могут стоить меньше миллиона рублей. Если цена ниже, значит, качество не то.