Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

МонокльБизнес

«Я терпеливо жду в засаде»

Частный инвестор Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях и не прогореть

Евгения Обухова

Частный инвестор Маргарита Чинкова. Фото: Олег Сердечников

Несколько сделок, связанных с выкупом акций и другими корпоративными событиями, в этом году позволили частному инвестору и юристу Маргарите Чинковой удвоить первоначальный капитал. Ее подход на первый взгляд кажется сухим и основанным только на законодательстве об акционерных обществах, но на самом деле в нем есть место гипотезам, риску и даже торговле с плечом.

О том, к чему надо быть готовым тем, кто хочет забирать доходность с оферт и допэмиссий, о какой доходности может идти речь и почему важно быть собранным и внимательным, Маргарита рассказала в интервью «Моноклю».

— Вы говорите, что занимаетесь торговлей корпоративными событиями, или торговлей неэффективностями. Но неэффективность рынка — очень широкое понятие. Что она означает для вас?

— Рынок априори неэффективен: всегда есть либо апсайд, то есть отставание рыночной цены от той, какой она должна быть, либо, наоборот, рыночная цена выше той, какой она должна быть. Я нахожу неэффективности, связанные именно с корпоративными событиями юридического характера, так как по профессии я юрист. Допустим, мы ожидаем по закону выкупа акций по определенной цене, которая регламентирована законом. А рыночная цена от этой цены отстает. Вот вам неэффективность. Потенциальный заработок в том, что ты можешь по выкупу какой-то актив продать дороже, чем ты его купил. Или обратная ситуация: размещение новых акций, которое по какой-то причине происходит по цене ниже рыночной. Ты покупаешь акции дешевле напрямую от компании, а уже на рынке продаешь дороже.

— Как и когда вы начали работать с такими сделками и как пришли на фондовый рынок?

— Все началось в 2019–2020-м, когда банки начали очень активно предлагать своим клиентам открыть брокерский счет. Я просто открыла, попробовала, у меня не было никакой особой стратегии, скорее было просто интересно: по работе мне приходилось анализировать законодательство «по другую сторону баррикад» — тогда как раз вводились новые нормы, касающиеся того, как компании могут скупать собственные акции на рынке. Потом я это дело забросила, но вполглаза продолжала наблюдать за соцсетями. И увидела, что частные инвесторы недопонимают достаточно простые для меня вещи. Допустим, какое-нибудь простейшее преимущественное право. Для юриста, наверное, это звучит интересно — а для инвестора непонятно. Действительно, ты можешь в преимущественном порядке купить новые акции, но еще не факт, что тебе это даст преимущество с точки зрения заработка.

И я стала подключаться, что-то разъяснять. Те темы, о которых я пишу (в своем телеграм-канале. — «Монокль»), не всегда для меня представляют денежный интерес. Иногда я просто рассказываю, как в каком-то корпоративном событии участвовать, как акции по оферте продать. Брокеры и даже эмитент не всегда могут это объяснить. Компании скованы определенными правилами, руководствуются своими интересами.

И когда я стала рассказывать, как все это делается, я увидела в каких-то темах и для себя возможности заработка. Есть события, в которых я участвую просто потому, что хочу наглядно показать людям, как это сделать. А есть темы, в которые я серьезно вхожу, чтобы заодно и для себя пользу извлечь.

— В какой-то момент вы сделали консультации и трейдинг своим основным видом деятельности?

— Да, это произошло в последние два года, постепенно. Это модифицированное продолжение того, чем я занималась много лет. Но это совершенно новый для меня взгляд на те же самые правовые вопросы: одно дело, когда ты консультируешь компании, и другое — частного инвестора.

Что можно предсказать, а что нельзя

— Как вы подходите к выбору сделок?

— Самое интересное, что выбирать особо не приходится. Корпоративных событий не так много, а из них, если смотреть и разбираться, еще меньше качественных. То есть их приходится буквально выуживать — находить то, что мне кажется потенциально выгодным, и то, что мне подходит с точки зрения риска, который я готова принять. Вот у нас сейчас на Мосбирже более 200 эмитентов, чуть более 250 акций. Прямо сейчас, пока мы с вами разговариваем, находятся в процессе примерно 15 допэмиссий, включая и те, о которых только стало известно. По каким-то из них уже прошли сроки, по каким-то из них нет апсайда, и, в общем-то, тех, в которых потенциально интересно было бы участвовать, уже можно перечитать по пальцам одной руки. Ты еще должен при этом соблюсти условия — допустим, встать вовремя в списки на дату отсечки.

Если посмотреть на выкупы акций по требованию несогласных [с существенными корпоративными решениями] акционеров, то сейчас известно всего лишь о пяти. И тоже не все из них выгодные, а те, что выгодны, к моменту, когда срок выкупа завершится, может быть, уже перестанут быть таковыми, потому что волатильность «съест» ту самую неэффективность, которую мы хотели бы забрать.

Так что мои сделки были выбраны просто потому, что только они и были хороши.

И я стараюсь не мельтешить. Да, мало сделок за год. Но ничего страшного. Не надо пытаться сделать из торговли на бирже линейный заработок — он никогда таким не будет. Лучше терпеливо ждать в засаде каких-то интересных корпоративных событий, чем распыляться на мелкие сделки или идти на поводу у суперидей, которых сейчас очень много.

— Есть ли какое-то ограничение по сумме, с которой в такие сделки имеет смысл заходить?

— Иногда есть объективные ограничения в виде ликвидности, торговых оборотов по той или иной бумаге. Вот пример с «ЮТэйр»: многие понимали, что выкуп акций у несогласных с реорганизацией акционеров, скорее всего, по факту так и не будет реализован по объективным причинам, но так как ожидаемая цена «выкупа» была на 40–50 процентов выше рыночной, там мог быть потенциальный всплеск на графике. Но те люди, которые хотели эту идею торговать, просто не могли собрать пакет: обороты довольно маленькие и цена в «стакане» так разбросана, что было трудно собрать пакет именно по такой цене, чтобы потенциально можно было заработать.

Что касается нижнего порога участия, ты можешь и с одной акцией зайти в корпоративные события. Я уверена, что у многих людей в портфеле завалялось сколько-то бумаг «Детского мира». Скоро по ним ожидается начисление ликвидационной стоимости (или, как еще говорят, ликвидационной квоты), сколько бы этих акций ни было. Или акции Росбанка: кто не поучаствует в выкупах и останется с ними, тот получит конвертацию в акции Т-Банка. Даже если в портфеле осталась одна бумага.

Я смотрю торговые обороты и смотрю просто в стакане, какие там есть предложения, на какие суммы. Потому что даже в третьем эшелоне есть очень ликвидные бумаги. А есть бумаги, с которыми точно будут проблемы с тем, чтобы набрать позицию, и потом будут еще и риски: а что делать с этой набранной позицией, если что-то идет не так?

Некоторые корпоративные события — это эмиссия новых акций, когда ты акции покупаешь непосредственно у компании, а не на бирже. И тогда тебе нужны живые деньги, а не деньги на брокерском счете. Здесь, конечно, вступает в игру жадность — мало кому охота посреди года вывести деньги с брокерского счета и заплатить налоги, чтобы отнести эти деньги в компанию для покупки новых акций.

— Если говорить о доходности всех ваших сделок в этом году, сколько вы заработали на вложенный капитал?

— Получилось больше 100 процентов, то есть капитал удвоился. Но, рассказывая о сделках, я часто перевожу заработок в проценты годовых — так я хочу дать возможность сравнить выгодность той или иной сделки с депозитом и еще немножко перебороть нашу избалованность. Сейчас все так пресыщены тем, что отдельные бумаги в день летают на пять-десять процентов, что, когда ты говоришь людям: вот, смотрите, я заработала четыре процента за четыре дня, — это звучит не очень впечатляюще в современном контексте. Но это же почти гарантированные деньги за короткий срок. А если мы переведем это в годовые, больше 350 процентов, это уже вызывает больше интереса. Я хочу подчеркнуть: иногда не поздно в какие-то темы заходить и брать вот эти почти гарантированные проценты. И может быть, для некоторых людей это будет лучше, чем пытаться ловить рандомные бумаги по рандомным сигналам.

Это мой подход — наверное, он ничем не лучше и не хуже, чем другие методы торговли, и в нем тоже есть свои риски, но мне он комфортен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека

Что за «зверь» такой — зрелая женщина?

Psychologies
Снеговики-трешевики (галерея идей для вдохновения) Снеговики-трешевики (галерея идей для вдохновения)

Немного усилий — и тебя с ребенком будет бояться вся детская площадка!

Maxim
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Miss Maxim 2021 Miss Maxim 2021

Победительница 2021 года Валерия Богачева

Maxim
Снежная красавица Снежная красавица

Какой уход требуется нашей коже зимой?

Лиза
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
«Сестра использует меня и говорит, что мне нравится быть жертвой»: историю читателя распутывает психолог «Сестра использует меня и говорит, что мне нравится быть жертвой»: историю читателя распутывает психолог

Почему именно близкие ранят нас так сильно?

Psychologies
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг

Нейронные представления одиноких людей отличаются от типичных для их группы

ТехИнсайдер
Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Русская течь: как быть с защитой персональных данных Русская течь: как быть с защитой персональных данных

Не поздно ли плакать по утекшим данным и есть ли шансы перекрыть кран утечкам

Forbes
Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта Геродот ошибался: армяне произошли не с Балкан, а из Леванта

Древнегреческий историк ошибался: армяне происходят не с Балкан

ТехИнсайдер
«Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми «Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми

Воспринимают ли люди зло как часть своей жизни?

Psychologies
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями Как Маша Грекова дает новые возможности людям с ментальными особенностями

Как «горячее сердце» помогло создать экосистему поддержки людей с инвалидностью

Forbes
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
Открыть в приложении