Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого»
«Сделай сам» история.
От редакции. «Здрасьте, с вами Даня Крастер», — фраза, после которой на канале BNB уже больше 10 лет творится контролируемое (ну, почти) научное безумие. Варка самогона из энергетиков, создание меча Блэйда, погружение овощей в жидкий азот и обзор дерьмовых инструментов. Это где-то 1/100 того, что делает Крастер и его команда.
Впереди вас ждет невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому. Как начать с панк-угара в гараже и прийти к проектам на дорогущем ЧПУ станке и мыслям о собственном шоу. Зачем нанимать в 30+ лет репетитора и что отвечать тем, кто думает, что на технических факультетах весело учиться.
Этот материал — часть большого проекта «Топ-50 историй MAXIM».
Когда тебе надо где-то представиться, ты представляешься как кто? Я Даня Крастер, и я…
Популяризатор ручного труда, в первую очередь. Научного подхода в какой-то степени. Иногда я говорю, что популяризатор науки. Но, честно говоря, это немного такое громогласное (есть такое слово?) заявление. Потому что в сравнении с тем же Андреем Коняевым мы фигнёй в гараже занимаемся, по большому счёту. Но всё же у нас присутствует большой такой пласт знаний, который мы используем. А так я автор контента, в какой-то степени ремесленник.
Сейчас популярны видеоблоги жанра «чувак строит хижину в лесу». И для зрителей это скорее медитация. А есть профессионалы, которые популярно объясняют, как что работает — и это научный контент. Вы существуете будто на стыке. Это классно, потому что конкуренции меньше, или это сложнее, потому что надо постоянно выдерживать грань?
Это будет длиииинный ответ. Ты говоришь про каналы, где люди что-то делают руками, а другие люди на это смотрят. И мне кажется, что это вообще первичный и простейший формат обучения. Потому что я так учился, к примеру. В старину так учились, мне кажется. Не было школы столяров, учебников. Сын смотрел за работой отца, сам что-то пробовал. И так из поколения в поколение. Поэтому для меня формат наблюдения за деятельностью — это обучение совершенно точно.
Я начал смотреть «ютуб» примерно лет в 15-16. И мне всегда было интересно найти на нем что-то развивающее, а не разжижающее. Если что, я вообще не против разжижающего мозг контента – он отлично снимает напряжение и отвлекает. Но развивающий контент нас тоже привлекал, а что-то из увиденного мы пытались потом повторить в гараже.
По итогу вместо подготовки к вступительным экзаменам в институте мы с друзьями строили арбалет. Потому что нам не нравилось зубрить теорию, которая непонятно как вообще будет использоваться потом.
Я уже тогда понимал, что созидание и конструирование, даже через ошибки или поломки, оно гораздо интереснее и сильнее развивает голову. И в первую очередь ты задаешься вопросами. То есть ты что-то попробовал, не получилось, и ты задаешься вопросами, начинаешь копать с неподдельным интересом.
Прости, мне нужно сделать тут техническую разбивку, чтобы ответ поместился на один экран смартфона.
Без проблем! Так вот, когда есть цель — разбираться в вопросе легче. Как это починить, черт возьми, к завтрашнему дню, чтобы оно стрелять начало. Цикл «сделал — не получилось — разобрался — повторил» очень важен, потому что я на нем научился вообще всему.
Ты спрашивал о контенте, легко ли его делать. Я умею делать развлекательные видео, мы строили картофелепушку, вейп из сварочного аппарата, варили самогон из энергетиков.
Но чаще мы идем по самому сложному пути. Потому что моя идеология не в том, чтобы стать максимально популярным, заработать кучу денег и везде себя показать. В первую очередь я ставлю целью перед собой — это развить интерес у людей к изобретательству. Поэтому, конечно, мы делаем контент в интернете, а значит должны быть угодными алгоритмам, роботам, соцсетям и прочему. Но все это ради внедрения идеи заниматься изобретениями и изучать ремесла.
Это сложно. Каналу 13 лет, а мы до сих пор в поиске золотой середины между изобретательством и блогингом. У нас есть, можно сказать, конструкторское бюро, которое каждую неделю изобретает что-то. То есть мы каждую неделю производим какую-то новую вещь, которую, по большому счёту, можно доработать и на рынок выпускать в массовом масштабе.
Например?
Мы недавно сделали конструктор, кран из детского советского конструктора, металлический, но увеличили в 5−6 раз. И этот кран смог меня поднять (70 кг). Нам было весело очень. А люди начали спрашивать: где это купить?! Научиться совмещать какой-то сторителлинг с процессом изготовления прототипов — для этого очень-очень долгий путь был проделан.
Это сложнее гораздо, чем выпускать развлекательный контент, в котором несколько популярных людей собираются на площадке. Там может быть 100 человек съемочной команды и еще столько же в производстве, но сами съемки займут два часа. У нас же это путь от недели до месяца, грубо говоря.
Самое сложное помнишь?
Мы как-то делали «Ножемет» из мультика «Рик и Морти». Только им занимались, все отложили. Полтора месяца съемок ушло. Потому что снимать надо было поэтапно и процесс не ускорить. 9 женщин не родят ребенка за месяц.
Есть авторы, которые за год выпускают 2-3 видео. И могут заниматься только этими проектами. Но мы тоже стараемся делать крутой контент! Я даже считаю, что один из самых лучших в жанре российского DIY-научпопа.
Ты жалеешь о том, что пошел по этому пути?
Нет. Мне это очень интересно. И всегда было интересно. Я горю этим. Если завтра некуда будет выгружать видосы, я все равно первым делом пойду ковыряться в гараже. Это моё хобби, в первую очередь. Я в этом реализуюсь. Когда мне приходится отвлекаться на подготовительные работы, сценарий писать, еще что-то — я в небольшую депрессию впадаю. Мне хочется что-то посверлить, мне хочется побить молотком. Хочется в конце концов почувствовать вещь в руках, результат моего труда