Загадки страны Пиктавии
Пикты – воинственный народ, оставивший после себя множество тайн… Кто они были, откуда, на каком языке говорили и что ими двигало? – на каждый из этих вопросов можно ответить многочисленными, спорящими друг с другом гипотезами. Почти все, что мы знаем о них, рассказано другими.
Разрисованные варвары
Более-менее уверенно можно сказать, что это был не единый народ, а довольно разнородная группа племен, живших на территории современной Северной и Восточной Шотландии во времена поздней Античности и раннего Средневековья. Они не были особенно близки между собой в культурном плане, но смогли объединиться ради общих целей – сперва в племенной союз, а затем в довольно мощное королевство.
Латинское слово Picti впервые прозвучало в 297 году в сочинении римского писателя Эвмения. Чаще всего его переводят как «нарисованный» (от лат. pingere «рисовать»; pictus «нарисованный»), поскольку еще в I веке до нашей эры Юлий Цезарь сообщал, что кельтские воины Британских островов разрисовывали свои лица перед сражением красками, изготовленными, скорее всего, из водорослей и прочих растений. Греческий писатель III века Геродиан, рассказывая о походах императора Септимия Севера в Британию, сообщал о пиктах: «Они не знают платья, пах и шею прикрывают железом, считая его украшением и признаком богатства, как прочие варвары – золото. Тела они татуируют разноцветными рисунками и изображениями разных зверей. Они и не одеваются для того, чтобы не закрывать рисунки на теле». А в 600 году Исидор Севильский уточнял: «Они иглами делают уколы, куда втирают выжатый сок местного растения. В результате на коже остаются отметины, указывающие на положение человека. На конечностях рисунок делается для того, чтобы показать знатное происхождение».
Однако в современной науке бытует мнение, что сами жители Северной Шотландии называли себя «pecht» – «предки», что указывало и на почитание ими предков, и на то, что сами они были коренными жителями своих земель.
Воины поневоле
Как мы уже знаем, пикты сражались обнаженными. Не все исследователи рассматривают всерьез такую возможность, однако это не исключено, поскольку на некоторых сохранившихся изображениях пикты предстают без одежды. Возможно, они раздевались лишь перед боем, взывая к божественной защите, что могло быть связано с магическими символами на их телах. К тому же обнаженного соперника сложнее схватить в ближнем бою. Не стоит исключать и психологический момент: целая армия обнаженных татуированных варваров должна была внушать противникам ужас одним своим видом.
Известно, что кельты были не только храбры, но и чрезмерно хвастливы. Возможно, такое чванство психологически готовило воина к сражению. Сохранилась похвальба одного пиктского героя: «Когда я слаб, то могу выйти против двадцати один. Трети моей силы достаточно против тридцати... Воины избегают битвы из-за страха передо мной, и целые армии бегут от меня».
Однако воинами пикты становились в минуты необходимости. Историк Стюарт МакХарди утверждает, что «все мужчины племени были воинами, но, когда их не призывали защищать свой клан или землю, они были фермерами и рыбаками, а женщины также занимались сельским хозяйством, ловили рыбу и воспитывали детей. Если не считать случайных набегов одного племени на другое из-за скота, пикты, похоже, жили довольно мирно, пока им не угрожали внешние силы».
Как и большинство народов Северной Европы в то время, они жили небольшими общинами, выращивали крупный рогатый скот, лошадей, овец и свиней, были знакомы с отгонным животноводством (сезонная смена пастбищ). Пикты культивировали практически все зерновые культуры (ячмень, рожь, овес, пшеницу) и многие виды овощей, в том числе скиррет – сладковатый корнеплод, родственник пастернака, весьма распространенный в то время. Очевидно также, что они занимались охотой – как с собаками, так и соколиной, которую не практиковали другие народы Британии. Одежду делали из шерсти, льна и кожи. Недавние археологические находки подтверждают, что пикты использовали и передовые технологии своего времени – обжиговые печи для сушки зерна, кузнечные горны, мельницы. Не гнушались пикты и пиратства, совершая набеги на южные земли, а позднее «совмещая» эту «работу» с торговлей.
Крупных городов пикты не строили, однако точно использовали постройки, созданные более ранними культурами, о которых почти ничего не известно. Например, брохи – высокие круглые башни из каменных блоков. Правда, непонятно, как именно их использовали, – судя по археологическим данным, это не были ни военные форты, ни дома знати. Еще один тип допиктских построек, который пикты доказанно использовали, – кранноги, искусственные острова на озерах и в устьях рек. Самые поздние из них были созданы в IX веке до н. э. Опять же, кто и зачем их построил и как использовали их пикты, археология пока ответить не может. Сами же пикты построили множество неприступных горных фортов. Один из них – Бургхед, вероятно, главный центр пиктского королевства Фортриу.
«Слова летучи, а письмена живучи»
У пиктов был собственный язык, но в X веке его вытеснили шотландский язык и скандинавские диалекты. Сохранились некоторые имена собственные, имеющие пиктские корни (например, название Абердин и другие топонимы, начинающиеся на Aber-). О корнях пиктского языка споры идут до сих пор. Одни исследователи считают, что он принадлежал к группе кельтских языков, другие – что вообще не относился к индоевропейским языкам. Так, ряд пиктских имен явно имеют не индоевропейское происхождение: Usconbuts, Canutulachama, Spusscio, Buthut. Компромиссная версия предполагает, что пикты пользовались обоими языками, причем неиндоевропейский имел лишь ритуальное назначение. В VII веке пикты позаимствовали у ирландцев огамическое письмо (род тайнописи), благодаря чему до нас дошло несколько десятков надписей. В настоящее время большинство из них прочитано (по аналогии с древнеирландским языком), но не интерпретировано.
В пиктском обществе женщины были равны мужчинам, и, хотя они не принимали непосредственного участия в управлении племенами, власть передавалась исключительно по материнской линии – от брата к брату или от дяди к племяннику, а не от отца к сыну. Существует любопытное, хоть и не очень убедительное объяснение этого феномена. Ученый монах Беда Достопочтенный утверждал, что пикты, будто бы прибыв по морю из Скифии (что весьма сомнительно), приехали без женщин и вынуждены были идти за невестами к скоттам. Те же поставили условие, чтобы власть в племенах пиктов передавалась именно по женской линии.