Кто такие зомби
Эволюция от послушных рабов к агрессивной нежити
Один из важнейших вкладов, которые африканский континент привнес в мировую культуру, – это, несомненно, зомби.
Хотя с этим феноменом и самим термином широкая публика познакомилась сравнительно недавно, в первой половине ХХ века, за короткое время зомби сумели вытеснить из пантеона популярных ужасов всю классическую европейскую нежить, не говоря уж о других экзотических конкурентах. Только, пожалуй, вампиры могут как-то соперничать с зомби по влиянию на массовую культуру, но у них и арсенал для мифотворчества побогаче будет.
Зомби же появились буквально из ничего, родившись на задворках ойкумены. И затем стремительно завоевали весь мир, подобно эпидемии. А началось все фактически с двух книг о путешествиях.
Путешествие за радугой
В словарях и энциклопедиях сказано, что точное происхождение слова «зомби» неизвестно. Оно появилось в диалектах Карибского бассейна, куда прибыло вместе с черными рабами с западного побережья Африки, и означает на языках банту то ли «злой дух», то ли «божество», то ли «привидение». Между прочим, в английском языке слово «зомби» впервые встречается в 1810 году в трехтомной «Истории Бразилии» Роберта Саути – так он называет последователей вождя восставших рабов Зумби, короля негритянского государства Палмарис, существовавшего на территории Бразилии в XVII веке, а вовсе не оживших мертвецов.
Как бы то ни было, слово энергичное, звонкое. И со временем оно дождалось своей первой леденящей душу легенды.
В 1929 году американский писатель и журналист Уильям Сибрук выпустил книгу «Волшебный остров», где описывал свое путешествие на Гаити. Точнее – не просто путешествие, а близкое знакомство с ритуалами вуду. В 20-е годы в западных светских салонах возникло острое увлечение различными экзотическими культами, любые слухи и публикации о них вызывали бурный интерес, и Сибрук выпустил вполне конъюнктурный «тревелог», в котором подробно описывает гаитянские мистерии, а также услышанные истории про Папу Легбу и Барона Субботу. Он пишет, что многие из существ вуду были похожи на персонажей средневекового европейского фольклора, напоминая оборотней, вампиров и демонов. Но «было одно существо, о котором я слышал только на Гаити, и которое было исключительно местным, – это зомби».
Далее Сибрук объясняет, что это мертвецы, вырытые из могил и возвращенные к жизни с помощью колдовства, чтобы сделать из них бессловесных рабов для тяжелой работы. В доказательство местный проводник Полиник даже ведет автора на плантацию тростника HASCo (Гаитянско-Американская сахарная компания), где демонстрирует нескольких «работающих мертвецов» – молчаливых мужчин и женщин. Больше всего Сибрука поразили их расфокусированные глаза, напомнившие ему лабораторную собаку с удаленной лобной долей мозга.
К сожалению, Сибрук не захватил с собой на Гаити фотоаппарат, зато щедро снабдил книгу экспрессивными художественными иллюстрациями.
Интересно, что в качестве доказательства своих слов Сибрук приводит реальную статью 249 из Уголовного Кодекса Гаити, принятого в 1864 году: «Введение человека в кому с помощью особых веществ считается покушением на убийство. Если вследствие этого человек был похоронен, то деяние считается убийством, независимо от результата».