Многоженство и бытовое насилие: против чего выступают феминистки Узбекистана
В Узбекистане официально запрещено многоженство. Однако из-за давления родственников девушки вынуждены искать любые способы выйти замуж до 25 лет. В погоне за статусом «жены» они готовы становиться вторыми неофициальными женами, из-за чего зачастую оказываются в бесправном положении. В то же время в стране есть закон о домашнем насилии и даже действует защита женщин от харассмента. Forbes Woman поговорил с феминистками Узбекистана о защите женских прав и силе консервативных традиций.
«Мне 24 года, и ко мне уже не приходят сваты. В современном мире женщины могут выходить замуж тогда, когда им это необходимо, но у нас такой тенденции нет. Мои родители сильно переживают и говорят, что я опозорила их», — рассказывает анонимно узбекскому сайту UPL24 девушка из Ташкента.
Женщины в Узбекистане, как правило, не готовы говорить о личной жизни публично. Как и в других странах Центральной Азии, в Узбекистане роль женщины в обществе тесно связана с браком и последующим рождением детей. Девушки стремятся выйти замуж до 25 лет, чтобы не сталкиваться с осуждением близких и знакомых. Даже в столице страны Ташкенте, где у современных женщин больше возможностей для самореализации, чем в регионах, они не избавлены от необходимости получить статус «жены».
«Часто это даже не обсуждается: школа — хорошо, если университет потом смогут закончить — тоже, и сразу после этого обязательно замужество и беременность. Потом уже можно продолжить работать, если семья разрешит», — рассказывает Forbes Woman активистка и основательница независимого медиа Sarpa Вера Сухина.
Средний возраст вступления в первый брак в Узбекистане в 2022 году — примерно 22 года. Большое количество девушек выходит замуж и в 18–19 лет, это вторая по популярности возрастная категория. При этом ребенка рожают чаще всего уже в период с 20 до 24 лет. Многие женщины в Узбекистане действительно видят себя в первую очередь в роли матерей и жен и счастливы в этом статусе, но есть те, кому не подходят ограничения, которые на них накладывает общество. Forbes Woman рассказывает о том, какие проблемы волнуют феминисток в Узбекистане.
Снявшие паранджу
В середине 1920-х в странах Средней Азии советская власть развернула кампанию, направленную на изменение статуса женщин, — «Худжум». Большевики считали, что «женщина Востока» должна получать образование и трудиться на равных с мужчиной во благо СССР.
На тот момент в странах Центральной Азии существовало многоженство, умыкание невест, женщин выкупали у родственников за калым — все это было впоследствии запрещено законодательно.
Первыми из женщин Центральной Азии паранджу сбросили именно узбечки — после издания декрета об отмене калыма в 1924-м. Самая яркая из них — общественная и партийная деятельница Таджихан Шадыева, которая была одной из первых женщин Узбекистана, публично снявших паранджу, само движение «за снятие паранджи» впоследствии ассоциировалось именно с ее именем.
«Худжум» сталкивался с сильнейшим сопротивлением традиционного общества. В 1927 и 1928 годах только в Узбекистане были убиты свыше 2500 «освободившихся женщин Востока» из числа активисток, заведующих клубов и библиотек. Считается, что окончательно женщины Центральной Азии сняли паранджу (символ старого уклада) только в начале 1940-х годов: новые правила, наконец, прижились.
В 1990-х, после обретения Узбекистаном независимости, правительство взяло курс на возвращение к исконным культурным традициям. После десятилетий искусственно созданного гендерного равенства страны Центральной Азии призвали женщин снова стать матерями и домохозяйками — Forbes Woman писал об этом в тексте про восстановление обычая умыкания невест в Киргизии.
Занятость женщин в узбекской экономике начала снижаться. В 2023 году, по официальных данным, их было уже меньше половины. Прошлогоднее исследование Всемирного банка демонстрирует и сильное влияние гендера и возраста при приеме на работу. Гендерная сегрегация вынуждает женщин работать в низкооплачиваемых секторах экономики. По данным Госкомстата, в 2018 году зарплаты женщин в Узбекистане были в среднем на 39% ниже, чем у мужчин.
«Эта разница намного больше, чем в Казахстане и Киргизии, и ведь речь идет только об официальных цифрах. Женщины получают меньше, сталкиваясь со стереотипами, запретом на работу от супруга или старших родственников. Женщины продолжают заниматься неоплачиваемым домашним трудом и работать во «вторую смену». Из-за гендерных стереотипов, распространенных в обществе, женщины чаще выбирают стереотипно «женские» профессии: медработницы, педагога. Эти профессии больше всего востребованы в бюджетных организациях с небольшими зарплатами. В сельской местности женщины имеют меньше возможностей для получения образования и часто работают в самозанятости в зависимой роли (сезонные работницы, например), тогда как самозанятые мужчины чаще являются работодателями для таких женщин. Имуществом также владеют в основном мужчины», — рассказывает Вера Сухина.