Блоги vs блохи
На заре интернета хулиганы могли заказать на адрес своего врага тысячу пицц или коробку со зловредными насекомыми. Но, будем честны, никто не ожидал подобного от корпорации eBay в 2019 году. «Правила жизни» вспоминают самый дикий случай в истории сложных отношений между блогерами и бизнесом.
Кажется, что блогеры и бизнес давно научились понимать друг друга, существовать бок о бок и даже вступили во взаимовыгодную симбиотическую связь. Однако нет такой сложной симбиотической связи, которую не могла бы разрушить сила человеческого идиотизма. Совсем недавно, в 2019 году, огромная интернет-корпорация eBay повела себя как подросток, решивший, что в интернете, в соответствии с известным мемом, опять кто-то неправ, и обрушила всю свою ярость на двух безобидных пенсионеров.
Айна и Дэвид Штайнеры жили в небольшом городке Нейтик в штате Массачусетс. Население – 37 тыс. человек, почти все живут в частных домах, утопающих в зелени. Единственное его отличие от стереотипной американской идиллии в том, что у города богатая история. Нейтик основан в 1651 году пуританским миссионером для колонии крещенных им индейцев и впоследствии сыграл свою роль в американской Гражданской войне (в городе шили обувь для армии). Штайнеры, как и многие горожане, бережно хранили историю. Это было одним из их общих маленьких хобби: Айна работала в издательстве и коллекционировала редкие книги, а Дэвиду просто нравилось ходить по барахолкам и гаражным распродажам, скупая симпатичный антиквариат. Когда в середине 1990-х появились eBay и Amazon, Штайнеры начали торговать и покупать там. А в 1999 году создали свой сайт AuctionBytes (созвучно изначальному названию eBay – AuctionWeb) для таких же, как они, пользователей интернет-площадок. Самым активным разделом был блог, где Штайнеры делились с коллекционерами советами и опытом продаж в онлайн-магазинах. Тогда подобных ресурсов было немного, у Штайнеров появилась достаточно большая аудитория, и, конечно, на них обращали внимание представители торговых площадок. Они не бросали сайт с 1999-го, разве что поменяли название на более созвучное времени – EcommerceBytes. В 2019 году Айне и Дэвиду Штайнерам было около 60 лет, они вели подобающую их возрасту приятную и уютную жизнь в живописном городке и возглавляли сообщество единомышленников в сети. И уж конечно, они не могли подумать, что публикация превратит их жизнь в кошмар.
1 августа Айна привычно опубликовала в блоге свои мысли об актуальных новостях: eBay вызывала в суд Amazon – последняя якобы переманивала продавцов на свою площадку. Представители eBay видели в этом нарушение законов рынка, а Айна отметила, что поводов уйти с площадки у продавцов накопилось достаточно: комиссии, нерасторопная реакция на жалобы и слабая защита от мошенников вынуждали торговцев покидать некогда дружелюбную площадку. Кроме того, eBay переживала болезненные перемены: в 2019-м 4% акций компании купил крупный хедж-фонд Elliott Management, который потребовал структурных изменений в компании, и прежде всего наведения порядка в управленческом звене. Это было неприятной новостью для главы eBay Девина Венига. Каждая публикация, каждый скандал могли привести к увольнению, поэтому Вениг вместе с главой отдела коммуникаций Стивом Ваймером регулярно просматривал новости, опасаясь провокаций. Так в поле их зрения попал сайт блогеров из Нейтика.