В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун
Здесь практически нет света и тепла: лишь слабое далёкое сияние Солнца доходит до сапфировых облаков ледяного гиганта, медленно вращающегося по своей орбите. Этот мир выглядит холодным и пустынным, но так ли здесь всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?
История поисков
Даже если вы окажетесь посреди Тихого океана, там, где нет ни смога, ни городской засветки, как бы вы ни вглядывались в ночное небо, вам не удастся увидеть без оптического вооружения последнюю планету Солнечной системы. Именно поэтому древние астрономы даже не догадывались о её существовании. Странную синеватую звезду обнаружил на небе Галилео Галилей спустя несколько лет после того, как в 1609 году смастерил свой первый телескоп. Тогда знаменитому итальянскому астроному показалось, что сия находка неподвижна, а значит, данный объект не является планетой. Увы, сделавший такой вывод изобретатель телескопа не считается первооткрывателем Нептуна.
После того, как в 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, астрономы стали пристально следить за его неспешным перемещением. Первые астрономические таблицы с координатами орбиты Урана создал в 1821 году французский астроном Алексис Бувар. Более поздние наблюдения показали существенное отклонение в движении седьмой планеты от расчётного, описанного в этих таблицах. Английский астроном Томас Джон Хасси догадался, что такое странное поведение Урана может быть вызвано только другой массивной планетой, находящейся ещё дальше. Возможно, Уран — не последняя планета в Солнечной системе, а значит, поиски необходимо проводить более тщательно и, конечно же, работать над усовершенствованием телескопов, чтобы суметь заглянуть в самые глубины владений Солнца. Но пока оптика ещё оставляет желать лучшего, на помощь приходит математика.
В 1843 году за исследования взялся британский астроном и математик Джон Куч Адамс, который, учтя все данные, вычислил орбиту таинственного небесного тела. Другой энтузиаст, французский астроном Урбен Леверье, независимо от Адамса, в 1845—1846 годах провёл свои собственные расчёты, но астрономы Парижской обсерватории не разделяли его пылкого рвения и ничего искать не стали. Однако Леверье не сдался. Он написал Иоганну Галле, астроному Берлинской обсерватории, что ищет наблюдателя, который готов заняться поисками неизвестной планеты на определённом участке неба, и указал координаты. Получив письмо, Галле вместе со своим ассистентом Генрихом д’Арре тут же взялся за дело. Удача улыбнулась исследователям: искомая цель была обнаружена в ту же ночь. Продолжая наблюдение в течение двух ночей, астрономы зафиксировали перемещение найденного объекта относительно звёзд, убедившись тем самым, что это действительно новая планета. Таким образом, Нептун был обнаружен 23 сентября 1846 года, в пределах 1° от координат, предсказанных Леверье, и примерно в 12° от координат, предсказанных Адамсом. Казалось бы, всё очевидно: Урбен Леверье — законный первооткрыватель синей планеты. Но не тут-то было…
Почти сразу же после открытия между англичанами и французами разгорелись жаркие споры: кто из них имеет право на гордое звание первооткрывателя? И хотя сам Адамс не оспаривал приоритет Леверье, после долгих дискуссий всё-таки решили признать сооткрывателями Нептуна обоих учёных. Однако на этом история не закончилась. В 1998 году были обнаружены считавшиеся утерянными (а на самом деле украденные в 1960-х годах) архивные материалы Гринвичской обсерватории, содержащие в том числе переписку Джона Адамса относительно открытия Нептуна. После пересмотра документов астрономы и историки пришли к выводу, что Адамс не заслуживает равных с Леверье прав на открытие. Кстати, именно Урбен Леверье дал название восьмой планете Солнечной системы — Нептун, в честь древнеримского бога морей, из-за характерного насыщенного синего цвета.
Пристегните ремни!
Уран и Нептун, двух «дозорных» в глубинах Солнечной системы, ещё называют ледяными братьями. Правда, внешне Нептун выглядит несколько разнообразнее. В сапфировых облаках восьмой планеты можно рассмотреть тёмные пятна гигантских ураганов и стремительно несущиеся белые полосы облаков, тогда как Уран кажется абсолютно невозмутимым. Строение их почти одинаковое, а состав несколько отличается. Основные элементы, которые образуют планету Нептун, — это водород (79%), гелий (17%) и метан (2,6%). Но почему же Нептун такой синий? Свет планет, который мы видим, — отражённый солнечный. Метан поглощает излучение длиной волны более 600 нанометров, в красной и инфракрасной части спектра. Он превосходно отражает синий цвет, и, хотя в атмосфере Нептуна метана совсем немного, этого достаточно, чтобы придать планете такую окраску.