«Зеленая Амазонка»: как Франсуаза д’Обонн придумала экофеминизм
Франсуаза Д’Обонн боролась за права женщин и защиту окружающей среды, считая, что эти проблемы взаимосвязаны. Но становясь все более радикальной, она отпугивала сторонников и к концу жизни оказалась в одиночестве. Forbes Woman рассказывает об активистке, которая призывала женщин к «материнским забастовкам» и сформулировала термин «экофеминизм»
«Да здравствует феминизм!»
В 1931 году во дворе женского доминиканского монастыря в Тулузе появилась надпись «Да здравствует феминизм!». Это было дело рук 11-летней дочери графа и христианского анархиста Этьена д’Обонна, которую звали Франсуаза.
Франсуаза родилась в 1920 году в Париже, затем семья переехала в Тулузу. Ее родители были бедны, однако их это не заботило. Они куда больше интересовались политикой и вопросами гендерного равенства. Девочка с детства слушала разговоры отца и матери, а также бабушки, которая считала, что мужчины и женщины должны иметь равные возможности. Уже в девять лет Франсуаза называла себя феминисткой.
«Я признаю, что мне повезло быть дочерью и внучкой [таких людей]. Моя мать была ученицей мадам Мари Кюри и должна была приложить усилия, чтобы иметь возможность сидеть в аудитории — мужчины пытались не допустить женщин к занятиям», — говорила д’Обонн.
Франсуаза рано начала писать. В 13 лет она выиграла литературный конкурс на лучший рассказ, организованный издательством Editions Denoël. Во время Второй Мировой войны д’Обонн работала школьной учительницей на юге Франции и помогала подпольному движению Сопротивления, но не оставила занятия литературой. В 1942 году она выпустила дебютный сборник стихов под названием «Столбцы души».
Страсть к литературе осталась с Франсуазой до конца жизни. Всего она опубликовала более ста книг в примерно сорока различных издательствах. Д’Обонн писала очерки, романы, пьесы, научную фантастику, стихи и биографии.
Однако настоящим делом жизни для Франсуазы стал активизм.
«Я купаюсь в энтузиазме»
В 1949 году во Франции опубликовали «Второй пол» Симоны де Бовуар. «Выход книги стал ярчайшей вехой в истории «второй волны» феминизма и важнейшим переломным моментом этой истории. По существу, именно Бовуар, хотя она и использовала в названии слово «sexe» (а не «genre») («пол», а не «гендер», — Forbes Woman), придала женскому вопросу подлинно гендерный, социокультурный характер. Впервые проблема эмансипации женщин осмыслялась столь глобально, «охватывала историю, мифологию, культуру, сексуальность», — отмечает исследовательница Наталья Пахсарьян.
«Второй пол» сразу стал скандальной и одновременно очень популярной книгой. В первую неделю было продано 20 000 экземпляров. Для Франсуазы д’Обонн эта книга стала символом освобождения женщин. «Я читаю «Второй пол». Я купаюсь в энтузиазме. Наконец-то нашлась женщина, которая все поняла», — писала она. Симона де Бовуар стала кумиром Франсуазы.