Дочери феи и дракона: как сестры Чынг собрали армию и освободили Древний Вьетнам

2000 лет назад территория современного Вьетнама находилась под властью Китая. Коренное население страдало от притеснений и мечтало о свободе. Побороться за нее решили две сестры — Чак и Ни Чынг. Сначала девушки возглавили армию, а затем и все государство. Их триумф продлился всего три года и закончился трагедией, но вьетнамцы до сих пор помнят и ежегодно чествуют сестер Чынг. Рассказываем их историю.
Сестры Чак и Ни Чынг — национальные героини Вьетнама, чьи имена носят районы, улицы и многие школы. Ежегодно в Ханое проводится Праздник храма сестер Чынг. В торжественном шествии участвуют тысячи людей, наряженных в национальные костюмы. Со знаменами, цветами, паланкинами и статуями боевых слонов, под аккомпанемент барабанов и гонгов, они символически повторяют путь сестер Чынг. Эти девушки были настолько смелыми, что вдвоем затеяли восстание против войск китайского императора, победили, провозгласили себя королевами независимого государства, правили и отбивали атаки врагов.
Наследницы богов
Чак Чынг и Ни Чынг родились в начале I века н.э. на территории современного Северного Вьетнама, которая тогда носила название Намвьет. Несмотря на то, что сестры упоминались в древнекитайских летописях и вьетских народных преданиях, точных сведений об их жизни до нас практически не дошло. Как и полагается национальным героиням, за 2000 лет имена и поступки Чак и Ни обросли легендами. По одной из них, сестры были потомками не просто знатного, а древнего монаршего рода, берущего начало от божеств — дракона и феи. Окутанная мифами династия Хонг-банг правила вьетскими землями на протяжении нескольких веков. Считается, что мать девушек Ма Тхиен была ее представительницей.
Отец сестер, генерал Лак, тоже происходил из уважаемой семьи и был лактыонгом — обладателем старинного вьетского титула землевладельческой и военной знати. Он служил префектом уезда Мелин (даже при том, что высшие чиновничьи посты в те времена занимали в основном китайцы).
В окружении семьи Чынг было много людей, которые разбирались в стратегии и приемах ведения войны. Сам генерал Лак рано ушел из жизни, и всю заботу о дочерях на себя взяла Ма Тхиен. Воспитывая девочек, она поощряла их занятия боевыми искусствами и изучение военного дела. Для коренных вьеток такие увлечения были вполне объяснимыми — и вот почему.
Земля женщин
Для традиционного вьетнамского общества еще с древних времен был характерен особый гендерный порядок, отличный от классического патриархата. Женщины не рассматривались как «второй пол», а имели высокий социальный статус. Связано это в том числе с укоренившимся преданием о том, что вьетнамцы произошли от женского божества — феи Ау Ко. Она была духом огня и женой дракона — духа воды по имени Лак Лонг Куан. По легенде, от их союза родились 100 сыновей. Когда божества поняли, что не сходятся характерами, они расстались и поделили детей: 50 сыновей отправились с отцом в море, а остальные пошли за матерью в горы. Согласно преданию, именно дети, оставшиеся на суше — то есть те, кого вырастила Ау Ко, — стали правителями царства Ванланг и предками современных вьетнамцев.