«Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать

В условиях острого кадрового дефицита на рынок труда все чаще выходят представители поведенческой модели NEET — молодые люди, которые не учатся, не работают и не стремятся к этому. Кто они, почему становятся «невидимыми» для экономики и выстраивать процессы под работу с такими соискателями? HR-профайлер и основатель HR агентства Unicorn Search Дарья Баркова в колонке для Forbes Life рассказывает о том, чем NEET-поведение опасно для бизнеса, и предлагает практические советы по включению таких сотрудников в работу.
Термин NEET (от англ. Not in education, employment or training) используется для обозначения молодых людей, которые не учатся, не работают и не проходят профессиональное обучение. Обычно к NEET относят представителей возрастной группы от 15 до 29 лет, хотя в некоторых исследованиях границы расширяются до 34 лет. Это молодежь, которая формально находится в трудоспособном возрасте, но по факту выпадает из активной социальной и экономической жизни. Чаще всего это городские жители, нередко с высшим образованием, принадлежащие к среднему классу, но с пассивной или фрустрированной жизненной позицией.
При этом важно подчеркнуть: NEET — это не поколение, а модель поведения, которая может встречаться в разных возрастных группах. Однако именно сейчас она особенно заметна среди зумеров или представителей поколения альфа, что создает иллюзию, будто речь идет о «поколенческой проблеме», хотя по сути это вопрос ценностей, среды и социальных стратегий.
Внутри линейки поколений к 2025 году сформировалась растущая воронка людей, создающих проблемы и на входе — для рекрутеров, и в процессе занятости, и на выходе — для бизнеса. Это люди, которым предстоит управлять экономикой, политикой, социальной сферой в ближайшие десятилетия, но они демонстрируют поведенческую модель NEET.
Подобная стратегия явно выбивается из общепринятых сценариев — будь то «вечный студент», «карьерист» или «человек непрерывного развития». Причем черты поведения NEET могут проявляться и частично: например, при наличии хорошего образования человек осознанно избегает выхода на работу, объясняя это завышенными требованиями к работодателю, которые нередко не соответствуют его реальным компетенциям.
Те, кого мы сегодня называем NEET, в обществе существовали всегда: такая модель поведения была описана и Фонвизиным в «Недоросли», и Байроном в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», и Пушкиным в «Евгение Онегине», и Гончаровым в «Обломове». Системное изучение феномена NEET как массового социального явления началось сравнительно недавно. В Великобритании еще в 1980-х годах появилось описание «поколения ноль» (generation zero), а в конце 1990-х термин NEET (Not in Education, Employment or Training) был официально введен Группой по вопросам социальной изоляции при правительстве Великобритании. Впоследствии аналогичные поведенческие модели были зафиксированы в Японии — в таких общественных феноманах как freeter (молодые люди, предпочитающие временные подработки) и хикикомори (люди, полностью изолирующиеся от общества. — Forbes Life), и в странах Латинской Америки, в частности, в Мексике и Бразилии. Сегодня NEET-модель поведения получила глобальное распространение.
По данным Международной организации труда (ILO), в 2022 году доля молодежи NEET составила 23,4% в мировом масштабе, что эквивалентно примерно 289 миллионам человек в возрасте от 15 до 24 лет. Особенно остро проблема стоит в странах с высоким уровнем социального неравенства и нестабильным рынком труда. В странах ЕС этот показатель варьируется: от около 5% в Нидерландах до более 19% в Италии и Греции (Eurostat). В России, по данным Института экономики и инноваций (2025), доля NEET среди молодежи колеблется в пределах 16–18%, с выраженными территориальными различиями.
Таким образом, изначально зафиксированное в отдельных странах явление сегодня трансформировалось в устойчивый глобальный тренд, оказывающий прямое влияние на рынки труда, систему образования и социальную стабильность.
Показатели распространения модели NEET среди молодежи — действительно тревожные: например, в Турции их доля составляет 27,9%, в Эстонии — 10%, в Казахстане — 7,1%, в Армении — 24,4%, в Узбекистане — 42%. Для Евросоюза этот показатель в среднем составил 11,2%. В России поведенческая модель NEET пока не получила столь же широкого распространения, поскольку в российской культуре старшими поколениями традиционно пропагандируется трудолюбие, ответственность и самостоятельность. Кроме того, в России не прижилась практика gap year, когда после школы молодые люди берут год на то, чтобы «искать себя» и думать, кем они хотят стать, когда вырастут, прежде чем поступать в высшее учебное заведение: наши соотечественники проживают бесшовные переходы от школы к вузу или колледжу, от высшего образования к работе. Однако и российская статистика уже вызывает определенную тревогу: в 2022 году к NEET можно было отнести 12% молодых людей, в 2025 — 13,1%, и прогнозируется дальнейший рост — до 30%.
Проблема NEET — не только в том, что они не хотят работать, но и в том, что склонны нереалистично оценивать собственную ценность для компании и экономики в целом, предъявляют слишком высокие требования к работодателю и слишком низкие — к самим себе. Так что даже при остром дефиците кадров нанять NEET на адекватных для компании условиях — задачка со звездочкой даже для опытного HR.
Откуда берутся NEET и какие риски они несут
В последние годы поведенческая модель NEET получает наибольшее распространение именно среди молодежи.
Причин формирования NEET-модели поведения — великое множество, от семейного бэкграунда до социальной политики государства, от развития цифровых технологий до трендов в воспитании детей. Вот лишь несколько из них :