Валерий Фокин — о пользе онлайна для живого театра

ForbesРепортаж

Худрук Александринского театра Валерий Фокин — Forbes: «Сегодня время цинизма»

Художественный руководитель Александринского театра, режиссер Валерий Фокин о том, как пандемия, уход в онлайн пошел на пользу живому театру, почему Google не дает знаний и зачем нужна Ассоциация национальных театров России

Яна Жиляева

Валерий Фокин — художественный руководитель Александринского театра (Фото Петра Ковалева/ТАСС)

— Можно ли считать пандемию тем самым поворотным моментом, который меняет экономику и устройство театра?

— Пандемия серьезно повлияла на экономику театра, уничтожив все денежные накопления. Сейчас их надо каким-то образом восстанавливать. Хотя, не исключено, что, поскольку мы живем в такое кризисное, взрывчатое время, локдауны повторятся еще. Поэтому, как будут восстанавливаться театры, непонятно.

Эта ситуация подтолкнула людей к цифре, к общению через сети, через интернет. С точки зрения психологии выживания — это нормально. С точки зрения развития театра, живого искусства, — это очень плохо. И хотя Александринский театр был первым в нашей стране, сыгравшим премьеру в марте прошлого года при пустом зале, эта история для театра печальная, просто убийственная. Глядя на пустой зал, я вспомнил, как играли мои спектакли, когда их принимала цензура, как горком партии по восемь раз не пропускал «Провинциальные анекдоты» по Вампилову в «Современнике». Мы играли спектакль в зале, где сидел один инструктор горкома партии и что-то беспрерывно записывал.

Живой театр требует аудитории. Диктатура цифры — это совершенно другой способ восприятия, вытеснение и замена живого театра. Но при этом живой театр от этого только выиграет, как ни странно.

Спектакль «Литургия Zero» (Фото DR)

— За счет чего?

— Театр наконец-то станет элитарным искусством. А он должен быть элитарным искусством. Не в плане дороговизны билетов или какой-то социальной группы зрителей. Элитарность театра в том, что им должны заниматься только те люди, которые его тонко чувствуют и воспринимают, способны создавать элитные работы.

Если земной шарик будет крутиться, лет через 20-25, с помощью разных технологий, можно будет увидеть любой спектакль, больше того, сыграть в некую игру и стать персонажем любой пьесы.

— Возникнет полностью интерактивный, мультимедийный театр онлайн?

— Да за две секунды. Захотелось пожить, как герои Чехова жили, — пожалуйста. Какой-то чип тебе вживят, нажмешь и будешь Машей из «Трех сестер», заодно содержание пьесы узнаешь. Но живой театр останется как некий эксклюзив. Я в это верю. Потому что живой театр — это свидетельские показания одного и другого героя, которые я наблюдаю. Происходит акт создания нового. Этот процесс нельзя заменить, подменить, потому что человеку это физиологически, природно это всегда интересно.

Например, когда в прошлом сезоне много артистов болело, были чудовищные замены. Например, зрители купили билеты на «Маскарад». Потом «Маскарад» был заменен на «Литургию Zero», а в результате дали «Щелкунчика». Но билеты не возвращали в кассы, публика сидела в восхищении. Я заходил в зрительный зал и видел это своими глазами. Люди были в восторге только от того, что они в театре. Это меня поразило до слез.

То есть цифра, которая сейчас нам вредит, можно сказать, одновременно помогает. Надо искать баланс. Благодаря своей новой сцене мы в Александринском театре стараемся его найти. И сделать так, чтобы эта ситуация сложилась как нам выгодно. Интернетом, работой в сети надо заниматься, создавать специальные проекты для этого.

— Сколько времени лично вы уделяете онлайн-театру?

— Я за ним слежу, но лично не занимаюсь. Этим занимается генеральный продюсер театра Александр Малич, он руководит медиа-студией. Мы назвали это направление «Другая сцена». В декабре покажем ряд проектов, где будем не просто что-то репетировать и транслировать. А попробуем соединить компьютерные и театральные игры.

— Мы с вами разговариваем в старейшим театре России с подлинными интерьерами. И ваш кабинет, и зрительный зал наполнены вещами музейного качества редкой сохранности. Будет ли это как-то адаптировано к новой цифровой реальности?

— Нет, не будет. По крайней мере, пока я руковожу театром. Адаптируется только сценическое действие. Внутреннее убранство театра, его дизайн, декор — наш бренд. Его надо держать и сохранять.

Великолепный интерьер Александринского театра (Фото DR)

— Как вы себя почувствовали в этом кабинете? Когда пересели в это кресло из кресла руководителя Центра им Мейерхольда?

— Там у меня был принципиально другой кабинет. Но здесь я себя прекрасно чувствую.

Вот это — карельская береза, ампир. Это кабинет директора императорских театров, Владимира Теляковского. Вот его портрет висит за вашей спиной. В этом театре трепетное отношение к старине и к истории. Правда, в 2006 году, когда была реконструкция театра, кабинет переделывался.

Петербуржцем я не стал. Живу на два города уже почти 19 лет. Работаю и там, и там. Но, меня это совершенно не смущает, потому что в основе Александринской школы, традиции, лежит традиция Мейерхольда, который здесь работал и обожал этот театр.

Мейерхольд обнаружил гениальную формулу театра и практически ее доказал. Это соединение традиционализма и новаторства. Это он назвал формулой «живого театра». По этой формуле он ставил в Александринском императорском театре до революции и после революции в Москве, в ГОСТИМе.

И это та формула, по которой на протяжении многих лет живет и развивается театр.

— То есть все эти разговоры про новые технологии, новые формы, по сути лишь продолжение тех столетних дискуссий?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От «Фаворитки» до «Железной леди»: байопики о женщинах в политике От «Фаворитки» до «Железной леди»: байопики о женщинах в политике

Женщин в политике меньшинство, и биографических фильмов о них тоже немного

Forbes
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
Уроки экстремального выживания от тех, кто живет на грани: предел возможностей Уроки экстремального выживания от тех, кто живет на грани: предел возможностей

Истории людей, которые бросают вызов дикой природе

Популярная механика
Просчитанный риск: как Майли Сайрус из скандальной звезды превратилась в бизнесвумен Просчитанный риск: как Майли Сайрус из скандальной звезды превратилась в бизнесвумен

Как Майли Сайрус собирается бросить вызов социальным системам

Forbes
Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
10 удивительных пауков, способных вас напугать 10 удивительных пауков, способных вас напугать

На деле пауки далеко не всегда опасны, но всегда - интересны

Популярная механика
Зубастая Кыхытысука: новый вид ихтиозавров найден в Колумбии Зубастая Кыхытысука: новый вид ихтиозавров найден в Колумбии

Это один из последних ихтиозавров, населявших планету

National Geographic
Астрономы нашли еще одну галактику без темной материи Астрономы нашли еще одну галактику без темной материи

Галактики такого типа плохо укладываются в современные космологические модели

N+1
Масло черного тмина: польза, противопоказания, научные данные Масло черного тмина: польза, противопоказания, научные данные

Полезные свойства тмина

РБК
«Новые технологии стерли былые социальные перегородки» «Новые технологии стерли былые социальные перегородки»

Пятерка главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за 15 лет

РБК
Анна Виленская Анна Виленская

Анна Виленская — автор нескучных лекций о музыке

Собака.ru
Романтика и секс с пользой для планеты Романтика и секс с пользой для планеты

Как не ударить в грязь лицом перед экоактивисткой?

Playboy
5 фильмов, которые работают как детокс 5 фильмов, которые работают как детокс

Освежающие фильмы о любви к жизни

GQ
Стелла Ильницкая. Верю в чудо Стелла Ильницкая. Верю в чудо

Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем

Коллекция. Караван историй
«Стал отцом русского рэпа»: Оксимирон выпустил альбом «Красота и уродство» «Стал отцом русского рэпа»: Оксимирон выпустил альбом «Красота и уродство»

Оксимирон представил новый альбом. Критики уже оставил отзывы на композиции

Cosmopolitan
Запретить «роботов-убийц»: почему против оружия с ИИ выступают всё чаще, а Россия и США не хотят от него отказываться Запретить «роботов-убийц»: почему против оружия с ИИ выступают всё чаще, а Россия и США не хотят от него отказываться

Боевые роботы, которые сами выбирают и уничтожают цели — уже реальность

TJ
Что такое выученная беспомощность и как от нее избавиться Что такое выученная беспомощность и как от нее избавиться

Когда возникает выученная беспомощность и как себе помочь?

РБК
Компульсивное переедание: как эмоции приводят к пищевому расстройству Компульсивное переедание: как эмоции приводят к пищевому расстройству

Почему возникает компульсивное переедание и как вовремя распознать расстройство?

РБК
10 самых дорогих мобильных телефонов в мире 10 самых дорогих мобильных телефонов в мире

Алмазы, платина, золото — представляем подборку самых дорогих мобильных

Популярная механика
Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения

Голова болит, трещит, раскалывается...Тебе это знакомо?

Playboy
Мировое правительство Мировое правительство

Тайны женщин семейства Ротшильд

Tatler
С Новым годом! С Новым годом!

Предлагаем до нового года успеть сделать 5 добрых дел и загадать желания!

ПУСК
Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды

Глобальный тренд в сторону «серебряной экономики» становится заметен и в России

Forbes
Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби

История тарелки фрисби

Популярная механика
Крупнейшее исследование древней ДНК указало на еще одну миграцию людей в Британию Крупнейшее исследование древней ДНК указало на еще одну миграцию людей в Британию

Ученые нашли свидетельства миграции в Британию ранее неизвестной популяции

N+1
Плач Ярослава Плач Ярослава

Иногда плакать разрешается даже мужчинам

Men’s Health
Сэндвич-увлажнение: что это за бьюти-техника и почему к ней стоит присмотреться Сэндвич-увлажнение: что это за бьюти-техника и почему к ней стоит присмотреться

Разбираем еще один модный бьюти-термин — сэндвич-увлажнение

Cosmopolitan
Почему не стоит покупать детям слишком много игрушек Почему не стоит покупать детям слишком много игрушек

Как правильно выбирать детям игрушки?

Популярная механика
Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий

На чем основано мнение о том, что человек виновен в большинстве аварий?

Популярная механика
В «Аптекарском огороде» расцвела орхидея-вампир В «Аптекарском огороде» расцвела орхидея-вампир

В природе этот вид растения произрастает в тропических туманных лесах

National Geographic
Открыть в приложении