На чем основано мнение о том, что человек виновен в большинстве аварий?

Популярная механикаНаука

Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий

В одном из текстов нашего блога я уже рассказывал о том, как в науке о безопасности на дороге появился концепт “человеческого фактора”, как он из одной отдельной находки, превратился в факт, поскольку был много раз повторен в исследованиях разных стран. В то же время сегодня он критикуется как методологически, так и теоретически.

Автор: Николай Руденко, Центр Исследований науки и технологий

Однако в предыдущем посте я не затрагивал то, как идея «человеческого фактора» стала клише для разработчиков беспилотного транспорта. На чем основываются все эти суждения о том, что человек виновен в 94% всех аварий? 

Человеческий фактор в сфере беспилотных автомобилей

О человеческом факторе говорят многие разработчики беспилотного транспорта. Вот, например, слова разработчика Yandex:

“Во всем мире каждый час погибает 137 людей от ДТП. В среднем, больше миллиона человека погибает в год от различных ДТП. Это очень большое число. [...] БА не просто упростят жизнь человеку, сколько помогут избавиться от человеческого фактора. Алгоритмы нельзя отвлечь, написав им в мессенджер”.

К человеческому фактору апеллирует и руководитель Yandex Self-Driving Group Дмитрий Полищук:

“Машине нужно предсказать, что со всем этим [дорожной ситуацией] случится дальше. И вот здесь человеческий фактор наиболее неопределенный. Если бы все ездили строго по правилам, то предсказывать было бы довольно просто. Но типовая ситуация, когда кому-то нужно повернуть налево, он стоит крайнем правом ряду и в последний момент начинает движение через всю разметку... И все это не подчиняется абсолютно никаким правилам, это просто происходит в ряде случаев”.

Этой схемой интерпретации, конечно, пользуются не только в России. Вот как обосновывает необходимость развития беспилотных технологий автогигант General Motors: “Представьте мир без автомобильных аварий. Наши БА нацелены искоренить ошибку человеческого водителя – главную причину 94% аварий, что приведет к меньшему количеству травм и смертей”. Исполнительный директор Waymo Такедра Мавакана приводит ту же самую статистику и добавляет: “У нас есть возможность инновировать и убрать человека из уравнения, что значит, что вы не полагаетесь на то, чтобы человек был начеку в любой момент. Так что вам не нужна водительская лицензия, вы садитесь в машину, и водитель Waymo безопасно везет вас туда, куда вам надо”.

Но подобный дискурс становится более драматичным, когда речь идет об авариях с человеческими жертвами. Например, после аварии в марте 2018 года, в которой погиб Уолтер Хуан – владелец Tesla Model X, оснащенной функцией Autopilot, представители компании-производителя заявили, что небезопасность Autopilot – ложное впечатление, а “авария могла произойти, только если мистер Хуанг не обращал внимания на дорогу”.

В дискурсе разработчиков беспилотных авто, когда они говорят о технологических авариях и сбоях, действительно доминирует популярное объяснение через “человеческий фактор”. Оно возлагает вину за аварии, ошибки, неэффективность в работе сложных социотехнических систем на человека (пользователя, потребителя, оператора). В этих с виду простых заключениях человек определяется как “слабое звено” социотехнической системы, как «зона моральной деформации», ведущая к сбою системы.

Предлагаю подняться “выше по течению” этого публичного клише и посмотреть, откуда оно взялось.

eb999dade52ccb0d84775e42faba7923.jpg

Исследование причин аварий Национальной администрацией дорожной безопасности США

Многие разработчики напрямую или опосредованно, говоря о человеческом факторе, ссылаются на исследование Национальной администрации дорожной безопасности США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA), проведенное в 2005-2007 годах. До этого референтным исследованием по данному вопросу было Tri-Level Study, проведенное университетом Блумингтон в штате Индиана в середине 1970-х годов. Но его результаты устарели в силу времени (прошло 30 лет!) и изменений в системе автомобильности за это время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов

Forbes
8 идей, что подарить лучшей подруге на 8 марта 8 идей, что подарить лучшей подруге на 8 марта

Что можно подарить на 8 марта подруге

Cosmopolitan
Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное Чжунго, Хуася или Поднебесная: сколько имен у Китая и какое из них правильное

Почему у одной страны так много названий

Популярная механика
Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения

Голова болит, трещит, раскалывается...Тебе это знакомо?

Playboy
Из модели в актрисы, из чайлдфри в матери: история жизни Кэмерон Диаз Из модели в актрисы, из чайлдфри в матери: история жизни Кэмерон Диаз

В 2022 году Кэмерон Диаз исполнится 50 лет

Cosmopolitan
Не могу пить как раньше: почему похмелье с возрастом становится тяжелее Не могу пить как раньше: почему похмелье с возрастом становится тяжелее

С годами алкогольные излишества даются тебе и твоему организму всё сложнее?

Cosmopolitan
Оказывается, психологическая устойчивость связана с ответом тела на стресс Оказывается, психологическая устойчивость связана с ответом тела на стресс

Стресс может ускорить старение организма

Популярная механика
Токены превращаются в люкс: 10 самых дорогих NFT-произведений на аукционах 2021 года Токены превращаются в люкс: 10 самых дорогих NFT-произведений на аукционах 2021 года

Список самых дорогих аукционных продаж NFT за год

Forbes
35 м² 35 м²

Бетонная квартира основателя студии Geometrium Алексея Иванова

AD
«В молодости надо зарабатывать, а когда построишь бизнес — отдавать. Бизнес провалится без доброго взгляда на мир» «В молодости надо зарабатывать, а когда построишь бизнес — отдавать. Бизнес провалится без доброго взгляда на мир»

Что Дмитрий Зимин думал о создании компании, просветительстве и предпринимателях

VC.RU
«Всё, что я хочу на Новый год» «Всё, что я хочу на Новый год»

Елизавета Боярская с детства не верит в Деда Мороза, но все равно любит декабрь

OK!
Скучно не будет! Скучно не будет!

5 вариантов совместного досуга с детьми-подростками

Лиза
Китовая бухта Китовая бухта

Где водятся русские тропические киты? Как сохранить этих исчезающих великанов?

Отдых в России
Все не так, как на самом деле Все не так, как на самом деле

Не все то эко, что им называют. 10 наиболее живучих «зеленых» сказок

Playboy
Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи

Отрывок из книги «Машина воображения» — о том, как генерировать идеи

СНОБ
Наталья Рудова: «Мужчина должен проявлять инициативу» Наталья Рудова: «Мужчина должен проявлять инициативу»

Актриса рассказала о фильме «Свингеры», секретах красоты и хейтерах

Cosmopolitan
Как понять, что тобой манипулируют: главный признак, о котором надо знать всем Как понять, что тобой манипулируют: главный признак, о котором надо знать всем

Психологическое насилие может быть столь же опасным, как и физическое

Cosmopolitan
Количество видов под угрозой вымирания превысило 40000 Количество видов под угрозой вымирания превысило 40000

Третье в этом году обновление списков Международного союза охраны природы

N+1
Пасть порву! Лучшие фильмы и сериалы о  непримиримой женской вражде Пасть порву! Лучшие фильмы и сериалы о  непримиримой женской вражде

Фильмы и сериалы, в которых конфликт разгорается между женщинами

Cosmopolitan
Профессия репортерка: как американская журналистка Нелли Блай покупала младенца Профессия репортерка: как американская журналистка Нелли Блай покупала младенца

Отрывок из книги «Профессия: репортерка» — сборника статей Элизабет Джейн Кокран

Forbes
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
«Я шагаю по Сансет-бульвару». Каким получился дебютный роман Тарантино «Я шагаю по Сансет-бульвару». Каким получился дебютный роман Тарантино

Размышляем о кинематографическом наследии и литературном дебюте Тарантино

РБК
Как вернуть некачественный товар: о законах простыми словами Как вернуть некачественный товар: о законах простыми словами

Как вернуть покупку?

CHIP
Пассажирский сверхзвук: каким путем пойдут новые поколения? Пассажирский сверхзвук: каким путем пойдут новые поколения?

Коммерческая сверхзвуковая авиация сможет существовать, если изменится

Наука
Праздник по карману Праздник по карману

5 лайфхаков к Новому году: как не разориться на покупках

Лиза
Домик на волне Домик на волне

«Море волнуется раз»: главный фильм 2021 года по версии «Кинотавтра»

Weekend
В другом В другом

Для экспериментов в области дизайна 3D-печать — портал в завтрашний день

Robb Report
Тепловую индуктивность создали при комнатной температуре Тепловую индуктивность создали при комнатной температуре

Физики изучили тепловую индуктивность при комнатной температуре

N+1
Как внушить человеку ложные воспоминания и еще четыре любопытных эксперимента Как внушить человеку ложные воспоминания и еще четыре любопытных эксперимента

Быть ученым — значит иметь фантазию, чтобы придумывать необычные эксперименты

Maxim
Виктория Лановская. Несколько жизней Александра Абдулова Виктория Лановская. Несколько жизней Александра Абдулова

Александр Абдулов, баловень жизни, любимец женщин, удачливый известный актер

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении