Дислексия
«Ну что ты всё думаешь, здесь же чёрным по белому написано... Смотришь в книгу – видишь фигу»... Чего только не приходится выслушивать ребёнку, страдающему дислексией. Между тем эта проблема никак не связана с пониженным интеллектом, да и лень здесь совсем ни при чём.
Эксперты
Александр Корнев, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, попечитель Ассоциации родителей и детей с дислексией
Светлана Дорофеева, сотрудник Лаборатории нейролингвистики НИУ ВШЭ
Расстройство или болезнь роста?
Чтение требует высокой слаженности мозговых функций. Надо уметь распознавать буквы, правильно произносить соответствующие им звуки и устанавливать между ними семантические (смысловые) связи. В любой момент что-то может пойти не так. Ошибки чтения у дислектиков очень разные. Некоторые пропускают буквы или путают похожие, так как они для них «на одно лицо», другие не могут правильно выговорить слоги, а третьи не видят смысла в прочитанном. Такие проблемы, как пропуск, замена и перестановка букв и слогов, периодически возникают у всех детей в процессе овладения чтением. Это так называемые «ошибки роста», и со временем они проходят. Нарушения же, обусловленные дислексией, носят стойкий характер и могут сохраняться очень долго.
Мышка и мишка
Самая распространённая проблема у дислектиков – недостаточно развитый фонематический слух, поэтому они нередко путают схожие по звучанию слова (например, «мышка» и «мишка»). Считается, что это происходит потому, что они плохо различают тонкости звучания отдельных звуков в речи. Однако, как выяснили нейрофизиологи из Бостонского и Массачусетского технологического университетов, проблема может крыться не только в дефекте звуковосприятия, но и в ненадёжности оперативной памяти, ответственной за распознавание уже знакомых элементов на основании прошлого опыта.
В норме мозг быстро приспосабливается к повторяющимся звукам и образам, но не у дислектиков. Эксперименты показали, что они не могут воспользоваться этой информацией, когда возникает необходимость. Это объясняет многие проблемы, проявляющиеся у ребёнка-дислектика уже в дошкольном возрасте: позднее начало речи и последующие трудности в изучении и произношении слов.
Если ваш 5-летний малыш не может определить, с какой буквы начинается его имя (имена мамы и папы), с трудом заучивает элементарные детские стишки, подолгу вспоминает нужное слово или путается в расположении букв при рассказе, возможно, стоит показать его специалисту. «Для врача выявление дислексии может быть поэтапным, – считает Александр Корнев. – Первый шаг, когда мы можем зафиксировать фактор риска – это наследственность. По западным данным, если один из родителей или близких родственников дислектик, то риск у ребёнка – примерно 45–60%.
Затем мы смотрим на раннее развитие. Если ребёнку не удаётся держать ложку правильно, он плохо воспроизводит звуки – например, парные, если в 2 года ещё не начинает строить фразы из трёх слов – всё это дополнительные признаки дислексии. Если по мере взросления проявляются и другие симптомы, то в 5–6 лет уже можно тестировать ребёнка. Некоторые исследователи считают, что есть латентная дислексия – предрасположенность, которая не превращается затем в настоящую дислексию».
Как определить склонность к дислексии?
В школе с началом чтения и письма симптомы дислексии принимают конкретные очертания.
Такой ребёнок читает очень медленно, по слогам, пытается «угадать» продолжение слова по первым буквам (у детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов). Постоянно путает похожие по звучанию (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) и написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж). Искажает окончания слов и неправильно согласует существительные с прилагательными (например, «грустный собака»). Переставляет буквы при чтении, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного. Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме. Существуют и неспецифические признаки: ребёнок при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом, очень близко к глазам подносит книгу, чтобы поймать фокус, часто жалуется на головную боль при работе с текстом. «Обычно окончательное заключение логопед, дефектолог или психоневролог ставит только во втором классе, в 8–9 лет. До этого момента ошибки при чтении присутствуют у многих детей и считаются вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше», – подчёркивает учитель-логопед Вера Перевозчикова.
По словам нейропсихолога Марины Захаровой, понять родителям, находится ли их ребёнок в группе риска, можно по следующим признакам: задержка речевого развития, трудности при составлении рассказа по картинкам, сложности при построении логико-грамматических конструкций. Дислектик часто спотыкается, роняет предметы, ему трудно поймать мяч, он с трудом застёгивает пуговицы, путает право и лево, путает месяцы и дни недели, если ему трудно сосредоточиться и следовать инструкциям взрослых. При неразвитом фонематическом слухе также практически неизбежны ошибки в письме, поэтому дисграфия – частая спутница дислексии (хотя может развиваться и как самостоятельное расстройство). Её проявления чрезвычайно многообразны: от регулярных пропусков букв, орфографических ошибок и неразборчивого «врачебного» почерка до полной неспособности выразить мысли на бумаге.
В тетради школьника, страдающего дисграфией, царит настоящий хаос: границы слов часто нарушены, строчки съезжают, встречаются элементы зеркального письма.