Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

АгроинвесторБизнес

Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление этого понятия

Галина Денисова

Название

Документ, который определит, что такое фермерская продукция, может быть принят в России уже в ближайшее время. Законопроект также будет предусматривать ряд мер поддержки малых форм хозяйствования, в том числе те, которые будут помогать решать проблему со сбытом товаров. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако подчеркивают: чтобы она работала именно так, как задумано, поддерживала небольшие хозяйства, а не создала им дополнительные сложности, нужно учесть множество сопутствующих факторов.

В российском законодательстве появится понятие «фермерская продукция». В октябре Минсельхоз поддержал законопроект, который будет его определять. Фермерской будет считаться сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.

«Сейчас фермерская продукция реализуется через сельхозпотребкооперацию, собственные точки продаж или интернетагрегаторы и маркетплейсы, — напоминает представитель Минсельхоза. — Также важен традиционный канал сбыта — ярмарки выходного дня, которые проводятся на регулярной основе во всех регионах страны». Принятие документа будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерскую продукцию и в торговых сетях, считают в ведомстве.

Эксперт, работавший над законопроектом, академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков поясняет, что основная задача документа — повышение товарности малых форм хозяйствования. «Пока что их товарность заметно уступает таковой у крупных сельскохозяйственных организаций, а тем более агрохолдингов», — констатирует он. Так, по данным Росстата, в 2020 году (последний год предоставления данных) товарность производства картофеля в сельхозорганизациях была 71,5 %, в КФХ — 58,5 %, в хозяйствах населения — 15,9 %, товарность овощей — 83,6 %, 76,1 %,14,9 % соответственно, а молока — 95,9 %, 73,6 %, 37,5 %. И если низкий уровень товарности ЛПХ еще можно объяснить их потребительской направленностью, то фермерских предприятий — почти исключительно затрудненным доступом к рынкам, утверждает эксперт.

Помимо прочего, в рамках новой инициативы планируется развивать инфраструктуру для реализации фермерской продукции. В частности, будут созданы единые требования и правила работы агрегаторов таких товаров. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти. Основными видами деятельности агрегаторов будут закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Альтернативный путь до прилавка

С реализацией продукции небольшим хозяйствам, особенно ЛПХ и начинающим фермерам, помогают кооперативные объединения. Технолог кооператива «Юлдуз» (Татарстан) Гульназ Щукина рассказывает, что Чутеевское сельское поселение (где и был основан кооператив) лидирует в Кайбицком районе по численности КРС и коров в частном секторе. В каждом дворе двух сел, входящих в поселение, держат скот, в том числе по 5–15 коров. «Если сбор молока у населения ведется успешно, то с реализацией мяса всегда были проблемы», — отмечает она. В собственности одного из местных КФХ есть убойный цех, вокруг него и объединились производители. Мощность модульного завода по переработке мяса составляет 500 кг/сутки.

Кооператив существует пятый год, сейчас в нем около 300 пайщиков. «Проблем со сбытом теперь у нас нет, наоборот — есть необходимость наращивать производство, чтобы закрывать полную мощность предприятия, — говорит Щукина. — Из собственного сырья выпускаем мясные полуфабрикаты, колбасы, копчения, которые реализуем через магазины района и на сельхозярмарках в Казани». Вся продукция кооператива сертифицирована, в том числе по стандарту «Халяль».

У сельхозкооператива «Бураевское мясо» (Башкортостан) есть собственные фирменные магазины в Бураево и в Уфе. Однако, по словам председателя объединения Рамиля Зарипова, чтобы наладить сбыт, пришлось пройти довольно большой путь, многому научиться. Зато теперь кооператив даже зарегистрировал свой бренд «Бураевский фермер». «Мы каждый год наращиваем производство, и все равно спрос опережает предложение», — уверяет руководитель. Кооператив выпускает до 100 т в год готовой мясной продукции — около 60 наименований полуфабрикатов из своего сырья (в том числе халяль). Есть и собственная выпечка. Также объединение помогает другим кооперативам и фермерам с реализацией их товаров — молочной продукции, яиц. Некоторые поставляют свою продукцию в магазины «Бураевского фермера» из других районов республики. Такое сотрудничество взаимовыгодно — магазин расширяет ассортимент, а фермер решает проблему со сбытом. «Главное — зарекомендовать себя, стать узнаваемыми, и тогда, если продукт вкусный и качественный, проблем не будет», — считает Зарипов.

Еще один способ довести продукт до потребителя — агротуризм. Хозяйство Никиты Россова, фермера из Иркутской области (ферма и сыроварня «Милаша», производит 26 видов сыра), в прошлом году произвело около 6 т сыра. «Основной наш канал сбыта — агротуризм, — делится он. — К нам приезжают автобусы с гостями, мы угощаем их разными видами продукции, и понравившиеся сыры они могут приобрести. Сейчас мы работаем над расширением мощностей, поскольку все распродается и текущих объемов начинает не хватать». При этом глава хозяйства признает, что на полке супермаркета у его продукции было бы мало шансов, ведь основная часть потребителей просто выберет то, что дешевле, и конкурировать с холдингами в этом плане фермерам сложно.

О том, что у крупных компаний больше возможностей сделать ниже цены на свои товары, говорят многие мелкие сельхозпроизводители. Агрохолдинги могут компенсировать затраты за счет объема выпуска продукции или других видов бизнеса, а также сокращать издержки благодаря крупным оптовым покупкам всех средств производства. Для малых форм хозяйств это невозможно. Стоимость фермерских продуктов часто получается выше, чем продукции крупных игроков. Фермер же завоевывает покупателя вкусом и качеством.

«Наша точка развития — эмоциональный маркетинг, возможность в рамках экскурсии на предприятие в интересной форме рассказать о том, что мы делаем и как, — отмечает директор по коммуникациям «Био-Хутор Петровский» (Ростовская область) Дарья Соловьева. — Мы показываем гостям свои продукты, рассказываем о них, тем самым формируя узнаваемость и спрос». Хотя для компании любого формата присутствие в федеральной сети — серьезная точка роста, признает она. Раньше продукция хозяйства продавалась только в магазинах экопродукции, и клиентам приходилось ее искать. По мере развития бизнеса «Био-Хутор Петровский» зашел в крупные гипермаркеты — «Ашан», «Лента», «Магнит-гипер». Однако «магазины у дома» (например, «Пятерочка») пока еще остаются недоступными для предприятия. «Небольшим хозяйствам сложно пробиться в такие сети, — обращает внимание Соловьева. — Например, одна из серьезных проблем — логистика, возможность самостоятельно доставить свою продукцию в короткое время большому числу магазинов есть далеко не у всех фермерских хозяйств (просто нет такого количества транспорта)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Значимый сегмент агробизнеса Значимый сегмент агробизнеса

Значимость малого агробизнеса увеличивается

Агроинвестор
По местам По местам

Как организовать удобное всем членам семьи пространство?

Лиза
«Брянский сад» заложит яблоки на хранение «Брянский сад» заложит яблоки на хранение

«Брянский сад» запустил первую очередь современного хранилища на 5 тыс. т

Агроинвестор
Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет» Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет»

Коллекционер Татьяна Столяр — о ее взаимоотношения с современным искусством

РБК
Акция «В постели за мир» Акция «В постели за мир»

Лежачий протест Джона Леннона и Йоко Оно против войны во Вьетнаме

Дилетант
Бизнес на орбите Бизнес на орбите

Частный сектор стремится сделать свои прибыли космическими при поддержке НАСА

Robb Report
«Лучший контент производят телевизионные люди» «Лучший контент производят телевизионные люди»

Будущее телевидения, онлайн-платформ и то, как на нем скажется смена эпох

Правила жизни
Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки

Пока Фиби шла к успеху, слез было пролито немало…

Караван историй
Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже Исследование: у владельцев собак риск развития деменции на 40% ниже

Люди старше 65 лет, у которых есть собаки, намного реже страдают деменцией

ТехИнсайдер
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Плоды ошибок трудных Плоды ошибок трудных

Государство усиливает регулирование в сфере абортов

Монокль
«Сфера» развлечений «Сфера» развлечений

Летом 2023 года над Лас-Вегасом засветилась Луна и превратилась в огромный глаз

ТехИнсайдер
Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
9 лучших кукольных советских мультфильмов 9 лучших кукольных советских мультфильмов

Кукольные мультфильмы из СССР, которые вы посмотрите с удовольствием

Maxim
Петлюра. Куст Петлюра. Куст

Александр Петлюра, Симона Куст и семейный панк-вайб

Собака.ru
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Зоологи впервые обнаружили беременную большеротую акулу Зоологи впервые обнаружили беременную большеротую акулу

В руки зоологов впервые попала беременная самка пелагической большеротой акулы

N+1
10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера 10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера

Высказывания Петра Кащенко, которые помогут сохранить ментальное здоровье

Psychologies
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь» Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь»

Актер Милош Бикович — о ностальгии и «ярмарке тщеславия»

VOICE
Есть ли у них шанс выжить? Есть ли у них шанс выжить?

Как живут и выживают народы-изоляты

Зеркало Мира
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Очень важные персональные данные Очень важные персональные данные

На что повлияет ужесточение наказания за незаконный сбор личных данных граждан

Монокль
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

Анекдоты про жен, отлынивающих от секса, пора переписывать

Добрые советы
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Краснодар: станица-мегаполис Краснодар: станица-мегаполис

Население Краснодара растет, и это резко усиливает дефицит инфраструктуры

Монокль
Губительная зацикленность на ипотеке Губительная зацикленность на ипотеке

Льготная ипотека привела к резкому удорожанию жилья и усилила дисбалансы

Монокль
Открыть в приложении