Сезон чудес
Преподаватели йоги о своих главных поводах для радости в 2018 году
Стас Кузнецов
Йога для детей и подростков
Нина Мел
Йога намерения
Михаил Галаев
Прана-йога
Алексей Меркулов
Кундалини-йога
Эльвира Шайхулова
Дживамукти-йога
Эльвира Шайхулова: Влюбилась
Что человек, практикующий йогу, подразумевает под понятием «любовь»? Мы так много говорим о нашей способности любить безусловно, но любовь эта — она эфемерная, условная, мы соскальзываем в теоретическую йога-жизнь, и мне в какой-то момент стало казаться, что за всеми этими лекциями и проповедями теряем способность любить реально, так чтобы день за днём отказываться практически от собственных желаний. Ведь только там, где нет желания (камы), Господь Рама явит cебя. В конце прошлого года мне казалось, что жизнь остановилась и замерла в моменте, я думала лишь о том, чтобы в ней произошло что-то такое, что снова заставит меня выйти из созерцания и начать жить. Многие приходят в практику в бегстве от страданий, и, безусловно, йога может дать это спокойствие ума, но уловка в том, что порой отходя от страданий, мы теряем и способность к радости; усмиряем гнев — уходит любовь.
Если говорить о том, чем для меня этот год, — он о любви, как о высшем даре, о взрослении, о способности через отношение к другому узнавать себя, становиться честнее, учиться уважать чувства другого человека. Садхак должен взращивать сердце, подобное сердцу ребёнка. А сердце ребёнка открыто миру, и лишено условностей, ведь мы чем старше становимся, тем больше цинизма и скепсиса проникает в жизнь; вера в чудо становится больше про восприятие, чем про реальное ожидание. Я к пришедшему ко мне чуду, несмотря на многолетнюю практику, оказалась совершенно не готова. Сколь угодно трудолюбиво предаваясь теориям, сталкиваясь лицом к лицу со своими демонами, очень трудно не спасовать. У меня есть ученица, которая начала преподавать и выйдя со своего первого урока, заявила: «Преподавать йогу, — это столько власти, я говорю «встаём», они встают, говорю «садимся» — садятся». И я отдаю дань этой её честности, важно понимать, где заканчивается благо и начинается эго. Порой там, где фундамент намерения был благим, начинают прорастать зёрна эгоистичности и лицемерия. Мир полон непреложных истин: нужно любить, быть отважными, оставаться честными к своим идеалам. Никто с этими истинами не спорит, но часто ли мы действуем, опираясь на тот самый моральный императив, данный нам. У Довлатова есть известная фраза: «Человек привык себя спрашивать: кто я? Там учёный, американец, шофёр, еврей, иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: человек ли я?» (в оригинале более грубо и прямо). Вот в ответе на этот вопрос каждый день мы преодолеваем собственные страхи, недолюбленности, гордыню и лень, чтобы научиться, наконец, любить, а значит, научиться не требовать любовь, а принимать её как дар свыше.
Алексей Меркулов: Ведёт йогу в тюрьме
Я почти привык к чудесам, они со мной регулярно происходят явно или незаметно, почти ежедневно, что поделать, работа у меня такая. Но бывает, случается что-то такое, что заставляет сердце буквально трепетать, и обычно это навсегда разрушает ранее сложившиеся представления. Тюрьма у меня в сознании, всегда была, пожалуй, самым мрачным, даже ужасным местом на планете, и я, конечно, никогда, не дай Бог, не хотел там оказаться.
Теперь уже несколько месяцев подряд я два раза в неделю с огромным энтузиазмом устремляюсь в один из московских следственных изоляторов и регулярно провожу Кундалини-йогу в женском СИЗО-6 и в СИЗО-2 «Бутырка». Заключённые, как ни странно, наверно самые благодарные и мотивированные ученики. За это небольшое время, которое я провожу классы в СИЗО, я услышал кучу тёплых и приятных слов в свой адрес, девушкам очень нравится состояние расслабления, мира и душевного покоя, которое они испытывают каждый раз после занятий и которое, по их словам, они не ощущали с того самого момента, когда оказались в застенке, а мужчинам нравится ощущать утерянную связь с самим собой. Этот проект начался с нескольких писем, которыми по рекомендации правозащитницы и журналистки Евы Меркачевой мы обменялись с осуждённой Варварой Карауловой. Варвара написала мне письмо с просьбой прислать техники для занятий, что я и сделал. Так стартовал проект Йоги для заключённых. Вместе с Евой мы отобрали наиболее подходящие комплексы и медитации, получилось пособие, предисловие