Квантовый переход
Внутренняя трансформация — процесс непростой, а зачастую и весьма болезненный. Её ещё называют кризисом — когда по-старому уже не получается, а как по-новому — ещё непонятно. Этот процесс предполагает погружение в себя и работу со своими травмами и страхами — только так можно переписать старые разрушительные сценарии жизни на новые. Известный учитель медитации Салли Кэмптон — о том, как пройти его достойно и с наименьшими потерями.
Во время медитации у Дага, моего давнего ученика йоги, случилось глубокое духовное переживание — среди прочего, он осознал, что в его жизни было много ненастоящего. Он увидел, что его медицинская практика находится практически на грани гибели, и ему нужно было взять тайм-аут, чтобы подумать о своём жизненном пути. Его жена, однако, была не согласна, и его решение выявило все проблемы, которые накопились за 20 лет их брака. Сейчас они разводятся. Даг же стал изучать терапевтическую йогу и много часов в день медитирует и пишет. Он говорит, что несколько раз в неделю плачет, и ему кажется, что он плавает в бурлящей горячей реке эмоций — своих собственных и эмоций других людей. И самое болезненное — то, что он понятия не имеет, куда всё это его приведёт.
Опыт Дага — опыт абсолютной неопределённости — типичен для тех, с кем происходит трансформация. В одном из стихотворений Руми кипящая чечевица в кастрюле жалуется на жару и на удары половника повара. А повар отвечает: «Просто позволь себе быть сваренной! Когда всё закончится, ты будешь очень вкусной!» На протяжении многих лет, когда огонь йоги казался особенно обжигающим, я перечитывала это стихотворение и восхищалась тем, как здорово в нём описывается тот психический процесс, который происходит во время определённых фаз трансформации, — ведь это процесс, в котором вы в буквальном смысле позволяете себя смягчить, открыть, даже порезать, для того чтобы расширить свои представления о себе. Когда вы в эпицентре этого процесса, вы можете чувствовать себя как та перегретая чечевица — или как тесто, сырое и бесформенное. Ещё более обескураживает то, что вы можете не знать, кто вы сейчас такой. Эта неуверенность — ощущение пребывания между своим старым «я» и каким-то неизвестным новым — один из признаков того, что вы в процессе трансформации.
Трансформация отличается от духовного пробуждения или просветления. Современный философ Ясухико Генку Кимура определяет трансформацию как танец между «быть» и «становиться». Бытие — неизменный источник всего, что есть, то место, где слова и категории исчезают — у многих из вас был подобный опыт во время медитации или в Шавасане (позе Трупа). А становление — та часть вас, которая растёт, меняется и движется. Бытие — ваш неподвижный центр, источник; становление — ваша личность, тело и ваши взаимодействия с миром.
Когда с вами случается духовное пробуждение или даже глубокий опыт тишины в медитации, вы возвращаетесь в чистое бытие, погружаетесь в любовь и свободу своей неумирающей сути. Трансформация, с другой стороны, — это то, что происходит, когда инсайты и опыт, исходящие из чистого бытия, встречаются с вашей человеческой личностью и повседневной реальностью и начинают наполнять все ваши решения и отношения.
У Дага начался трансформационный процесс, когда он осознал, что инсайт, который у него был в медитации, требовал воплощения в жизнь. Один мой старый друг тоже описал похожий момент в своей жизни. Он провёл месяц на ретрите со своим учителем и обнаружил, что его способность любить очень сильно выросла в присутствии этого учителя. А когда он вернулся к обычной жизни, он наблюдал, как эта любовь испарялась под давлением повседневных дел и необходимости зарабатывать деньги.
Для него процесс трансформации возник из напряжения между любовью и мудростью чистого бытия, которые он ощущал на ретрите, и ежедневными привычками и чувствами, характеризовавшими его прежнее «я». Именно это напряжение и порождает перемены. На самом деле это напряжение является частью процесса — знак того, что трансформация неизбежна. Есть и другие сигналы, которые вы можете научиться замечать, — для большинства из нас трансформация происходит в несколько стадий, которые можно отследить
Сигнал к пробуждению
Путь трансформации начинается с сигнала к пробуждению. Для некоторых это происходит как у Дага — как внезапное интуитивное понимание. Но также таким сигналом может стать и внешний кризис. Например, молодой актер Франческо говорит, что его трансформация началась, когда режиссёр уволил его, заявляя, что тот не умеет выражать эмоции. Для Дэйл таким сигналом стала ранняя смерть её мужа. Преподаватель йоги Эндрю услышал этот сигнал, когда от него ушёл ученик, обвинив его в том, что его жизнь не отражала его учения. Каждое это событие было душераздирающим — оно разбивало не только внешний каркас жизни этих людей, но и их мнения о самих себе.
Эволюционный биолог Элизабет Сатурис писала, что именно стресс создаёт эволюцию в природе. Растения лучше растут, когда их подрезают, — и люди тоже. Когда мы оказываемся в ситуации, которую мы не можем контролировать или изменить на нашем текущем уровне понимания и мастерства, возникает эволюционный стресс и побуждает нас задавать вопросы, искать, практиковать и в конце концов сделать прыжок за пределы нашей зоны комфорта на более высокий уровень осознанности.
Пребывание в неопределённости
Стресс — штука некомфортная, а для некоторых — откровенно обескураживающая. Однако и в науке, и в духовности важным прорывам часто предшествуют периоды интенсивного недовольства или ощущения тупика, полной безнадёжности. Например, взять учёного, который собрал множество данных и провёл бесчисленные эксперименты, но у которого всё равно никак не получается разрешить проблему. Он страстно ищет ответы, а его неудовлетворённость от их отсутствия достигает пика. В этом тупике ответы могут прийти из его временно безмолвного ума. Часто это принимает форму инсайта — происходит своего рода приём данных от Источника, когда вы расслаблены — отдыхаете или гуляете.