Звездный продюсер
О своей профессии рассказывает Бахтияр Алиев, генеральный продюсер музыкального лейбла ZHARA Music и радиостанции «ЖАРА FM».
Ты можешь сформулировать в одном предложении, чем занимается музыкальный продюсер?
Музыкальный продюсер — тот чувак, который продюсирует песни и самого артиста с точки зрения музыки. То есть он садится с артистом в студии и говорит, например: «А давай тебе сделаем песню, как у Эмина, но чтобы там ударная линия была, как у Тимати, а вокал в жанре Лепса». Он выбирает направление, жанр, звучание, подбирает правильные референсы. А если мы говорим о продюсере в общем понимании, то это человек, который занимается развитием всего проекта стратегически, в целом.
А ты какой продюсер?
И музыкальный, и обычный. Могу совмещать. Когда ты продюсируешь артиста, то с головой уходишь в его развитие, думаешь о том, как сделать его популярным. А когда продюсируешь проект, например музыкальный лейбл, то работаешь уже на структуру, которой могут пользоваться артисты, чтобы расти.
Человек, который продюсирует музыку, по сути, может и не быть музыкантом. Но у него обязательно должно быть чутье и способность видеть на три шага вперед, что зайдет, что будет актуальным.
У тебя все это есть?
Наверное. Многие музыканты пишут музыку с таким посылом: «У меня крутой музыкальный вкус, и то, что я напишу, большинству не зайдет, потому что люди не шарят в музыке». Я подошел к этому с другой стороны. Я — парень из народа. Если у нас народ любит плохую музыку, значит, я тоже без вкуса и люблю такую же плохую музыку, потому что я рос в этом обществе и воспитан им. Я ничем не отличаюсь от остальных, и если что-то будет нравиться мне, то это понравится и другим. Вот и все. Хочешь угодить всем, угоди себе.
У тебя все это есть?
Наверное. Многие музыканты пишут музыку с таким посылом: «У меня крутой музыкальный вкус, и то, что я напишу, большинству не зайдет, потому что люди не шарят в музыке». Я подошел к этому с другой стороны. Я — парень из народа. Если у нас народ любит плохую музыку, значит, я тоже без вкуса и люблю такую же плохую музыку, потому что я рос в этом обществе и воспитан им. Я ничем не отличаюсь от остальных, и если что-то будет нравиться мне, то это понравится и другим. Вот и все. Хочешь угодить всем, угоди себе.
Не возникало у тебя желания начать формировать всеобщий музыкальный вкус?
Возникало, но спустя много лет, когда мои умения уже отточились до уровня навыков. Когда я начал уже уверенно понимать, как будет меняться музыка. А она развивается по спирали, то есть повторяется, чуть видоизменяясь. И когда ты уже пережил один, второй такой виток, то понимаешь, что будет дальше.
То есть все-таки важно не только чутье, но и расчет?
Ну у меня нет такого, чтобы я сел и рассчитал. Например, я вижу и понимаю, что сейчас в России не хватает группы типа «Банд’Эрос», которая в свое время клево прогремела. Понятно, что нужен аналог. Еще мне кажется, что будет очень востребован мальчик славянской внешности, который поет правильные и чистые песни, как JONY, а выглядит, например, как Егор Крид. Если такой человек появится, у него будет хорошее будущее.
Кальян-рэп ты так же придумывал?
Это как-то само по себе произошло. Не могу сказать, что я сел и стал что-то выдумывать. Кальянный рэп — это часть поп-культуры, самая обычная поп-музыка, но с восточным оттенком. Всю жизнь у нас на сцене были восточные мужчины и девушки, которые почему-то не показывали свое «я». Никто не пытался интегрировать в песни часть своих корней. Но если ты восточный человек, то у тебя в голосе есть вот эта сладость, ты интонируешь по-особенному, хочешь ты этого или не хочешь. Не надо это маскировать и скрывать! Сделай из этого фишку! В итоге стал появляться такой пласт русскоязычной музыки, которую пели восточные ребята, так, как они хотят, как чувствуют. И такие песни стали называть кальян-рэпом.
Как ты думаешь, почему музыканты часто хотят стать продюсерами?
Потому что есть хорошие примеры музыкантов, которые успешно могут кого-то продюсировать. Но многие переоценивают свои силы. Я сначала реализовался как артист, потом перевернул страницу, полностью закрыл для себя эту тему и потихоньку занялся продюсированием. А большинство артистов часто хотят кого-то продюсировать, еще не сумев реализоваться как музыканты, не пройдя все это. Но они не понимают, что продюсирование — это больше про бизнес, чем про музыку. Это больше маркетинг, а не творчество. Ты либо идешь и учишься этому, приходишь в подмастерья к известному продюсеру или в крупную компанию либо постигаешь все на своих ошибках, как это было у меня. Начал проект, он не получился, я потерял деньги и время, а потом пошел и сделал снова. Да, я этому не учился, но у меня уже десятилетний опыт, и это само по себе школа. А когда приходит двадцатилетний мальчик и говорит: «Я хочу продюсировать», мне его жалко, я понимаю, что ему нужно еще созреть. Нужно понимать, что ты будешь делать дальше, когда получишь артиста, когда столкнешься с его проблемами, когда