В будущее на метаноле
Полтора года назад немецкая верфь Lürssen впервые обнародовала свои планы по созданию суперяхт на альтернативном топливе. Взвесив все за и против, компания сделала ставку на высокоэффективные водородные топливные ячейки с протонообменной мембраной, работающие на метаноле. За это время исследования продвинулись далеко вперед: лабораторные тесты доказали надежность и безопасность этой энергетической системы, а корпус первой оборудованной топливными ячейками яхты уже готов к достройке. На выставке в Монако верфь поделилась новыми подробностями своего пути к лидерству в области экологически чистых технологий.
«Наша главная задача заключается в том, чтобы сделать судовые энергетические системы нейтральными по выбросам углерода, — рассказывает Юстус Райнке, управляющий директор Lürssen. — Вполне возможно, основным топливом будущего станет водород, причем в разных отраслях, не только в море. Но у водорода сравнительно низкая плотность энергии, и для его транспортировки нужны специальные емкости высокого давления, поэтому мы решили использовать в качестве носителя энергии метиловый спирт. Его можно хранить в обычных танках и на месте преобразовывать в водород с помощью парового риформинга. При этом тепло, необходимое для этого процесса, можно брать напрямую от самих топливных ячеек. Вырабатываемое ими электричество прежде всего будет использоваться для бытовых нужд, а излишки — для пропульсивных систем, например для азимутальных колонок».
Главный партнер Lürssen по созданию топливных ячеек — компания Freudenberg e-Power Systems, входящая в мощную Freudenberg Group. Помимо них, в консорциум по разработке входят Meyer Werft, Carnival Maritime, besecke Automation, Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR), DNV GL и другие компании. Энергетическую систему Freudenberg протестировали на базовое соответствие требованиям морской безопасности еще на ранних этапах научно-исследовательского проекта Pa-Xell 2, после чего она получила принципиальное одобрение регистра DNV GL. А совсем недавно, в начале сентября, итальянский регистр RINA утвердил типовой образец этой системы и на выставке SMM в Гамбурге официально вручил Freudenberg e-Power Systems соответствующий сертификат, позволяющий использовать ее топливные ячейки на судах всех типов.