Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизньКультура

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Лев Александрович Тихомиров (1852—1923), русский общественный деятель, публицист, в молодости — член партии «Народная воля». Фотопортрет мастерской «Шенфельд и Ко». 1870-е годы. Из коллекции Государственного музея политической истории России, Санкт-Петербург. Источник: goskatalog.ru

В фантастике есть особое жанровое направление — сказочный рассказ или повесть. Принципиальное отличие этих произведений от классической сказки в том, что они содержат значительный элемент популяризации, будь то изложение научных представлений о явлениях природы, описание более прогрессивного общества или освещение старой мифологии в современном антураже. Направление возникло не на пустом месте. Оно сформировалось в ходе литературно-идеологической борьбы за умы подростков, которые родились в эпоху всеобщего образования.

Сказка с былью

В 1965 году альманах «Мир приключений» опубликовал на своих страницах небольшую повесть «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом». Её сочинил востоковед Игорь Всеволодович Можейко, пробовавший свои силы в фантастике под псевдонимом Кир Булычёв. Повесть состояла из нескольких новелл, объединённых приключениями, в которые вольно или невольно попадает девочка Алиса — юная гражданка будущего коммунистического общества. Она дружит с марсианином Бусом, сириусянином Шушей и выращенным в инкубаторе динозавром Бронтей; она случайно открывает древнюю цивилизацию, спасает японского профессора от последствий неудачного эксперимента с телепортацией, вступает в контакт с цивилизацией микроскопических существ и отправляется в прошлое, где встречает писателя-фантаста Аркадия.

Пройдёт совсем немного времени, и Алиса станет одним из самых популярных персонажей советской фантастики: Булычёв напишет десятки рассказов и повестей о ней, по сюжетам этих историй будет снят телевизионный сериал «Гостья из будущего» (1985) и мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» (1981), которые пользуются популярностью у юного зрителя даже сегодня.

Если оценивать «Девочку...» формально, то её следует отнести к научной фантастике, ведь в ней присутствует весь набор атрибутов, типичных для жанра: инопланетяне, оживлённые динозавры, эксперименты с телепортацией и путешествия во времени. И всё же повесть Булычёва — не фантастика, а сказка, что понимаешь с первой страницы. Её можно читать самым маленьким детям, которые пока ещё даже не знают, где находятся Марс и Сириус, но прекрасно поймут, о чём идёт речь. Можно сказать, что «Девочка...» — квинтэссенция раздела внутри современной сказки, соединившего передовые научные представления, бытовые зарисовки и волшебное повествование.

Разницу между сказкой и художественным повествованием с элементами мифов, волшебства или мистики любой взрослый человек понимает интуитивно — вне зависимости от того, знаком он с национальной культурой, её породившей, или нет. Персонажи сказки и сам мир, в котором они «живут», намеренно упрощены — можно сказать, сконструированы, чтобы герой прошёл определённые испытания и получил вознаграждение: добрый герой — принцессу или полцарства, злой — погибель или вечные страдания. В сказке не бывает ничего лишнего, а сюжет развивается по чёткой схеме. Здесь нет места случайностям, кроме «счастливого случая», который для хорошего героя придуман изначально. У персонажей сказки отсутствует свобода воли, даже если формально им предлагается выбор. Они почти лишены психологии, рефлексии и характеров. Мир сказок описывается абстрактно, с применением шаблонных эпитетов: «лес тёмный», «земля сырая», «терем высокий» и тому подобное.

Взрослому читателю сказки обычно не слишком интересны. Детям же, которые пока не разбираются в нюансах сложных человеческих взаимоотношений и мало что знают о реальном мире, они нужны для формирования морально-нравственных ориентиров, помогая уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», ознакомиться с принятыми в обществе запретами и поощрениями, пройти начальную социализацию. Недаром Александр Сергеевич Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Тем не менее в дореволюционной России — в силу малой образованности большинства людей и действия цензуры — сказка часто становилась одним из способов пропаганды прогрессивных идей. Николая Ивановича Кибальчича, который принял участие в покушении на императора Александра II, впервые арестовали в октябре 1875 года как раз за распространение «Сказки о четырёх братьях и об их приключениях» (1868) общественного деятеля и публициста Льва Александровича Тихомирова. Её сюжет достаточно прост. Жили-были в дремучем лесу четыре брата. Вышли они в мир, чтобы поискать место, где можно «как сыр в масле кататься». Отправились по сторонам света, но попали в разные передряги, — их поймали и сослали в Сибирь. Братьям удалось вырваться из неволи, после чего они стали агитаторами революции: «С той поры они ходят по русской земле, они будят везде мужиков-крестьян, их зовут они на кровавый пир».

Правительственные чиновники справедливо рассматривали «Сказку...» как сочинение, направленное «к возбуждению бунта или явного неповиновения власти верховной», а те, кто её распространял, считались государственными преступниками. Однако арест Кибальчича «за сказку» привёл к тому, что он стал сторонником тактики индивидуального террора и занялся изготовлением взрывчатки для радикальной группы «Свобода или смерть».

Безусловно, текст, написанный Тихомировым и стилизованный под народное предание, нельзя отнести к традиционной сказке: в повествование введены вполне реальные, а не вымышленные злодеи: царь, министры, помещики, фабриканты, офицеры, солдаты, монахи, — и проливается кровь простых людей.

Таким образом, можно сказать, что в новых сказках уже в те годы появилось пропагандистское содержание: детскую литературу (или литературу, которая имитирует принадлежность к детской) стали использовать как средство идеологической борьбы.

Сказочные разногласия

Большевики прекрасно помнили опыт распространения политизированных сказок и собирались использовать его после захвата власти. 17 февраля 1918 года газета «Правда» опубликовала статью Л. Кормчего «Забытое оружие. О детской книге». Под этим псевдонимом печатался литератор Леонард Юлианович Пирагис — участник революционного движения с 1905 года, который время от времени и сам писал сказки с пропагандистским содержанием. В программной статье Кормчий утверждал, что детская литература — один из важнейших инструментов воспитания, она влияет на формирование характера, морали и убеждений читателя. Детскую литературу следует монополизировать, а государство должно взять на себя ответственность за её обновление. Главная цель — воспитание «свободного от предрассудков и суеверий» поколения людей, которые станут «прочным фундаментом для будущего созидания здания свободы и красоты жизни».

Обложка «Книги былин» издательства А. Д. Ступина. Художник — Александр Прохоров. 1893 год. Источник: nebdeti.ru

Кормчий даже возглавил издававшийся до революции и восстановленный в 1919 году журнал «Красные зори», чтобы «воспитывать в детях начала социализма и пролетарской культуры, а также дать здоровый материал для чтения взамен старой детской книги, вливавшей в детскую душу яд рабства и лжи». Однако позднее литератор разошёлся с советской властью, в 1920 году уехал в Латвию и там стал ярым антисоветским публицистом.

Обложка книги Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Художник — Палмер Кокс. 1913 год. Источник: charmingrussia.ru

Всерьёз детской литературой в СССР занялся другой и намного более известный писатель — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Своё представление о ней он изложил в статье «О новом и старом» (1927): «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Сказать ребёнку на вопрос его: „Подожди, вырастешь — узнаешь” — значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребёнка — большое искусство, и оно требует осторожности... О прошлом, которое теперь уходит, чтобы не возвратиться, книги расскажут детям лучше, умнее, чем отцы и матери. Книга не только расскажет, как плохо жили, но и объяснит, почему это было так, а не иначе. Родители далеко не всё умеют объяснить. Особенно теперь, когда жизнь на переломе и ещё много есть людей, которые, неясно представляя будущее, побаиваются завтрашнего дня и всё ещё хватаются за старенькое, за всё то, что десять лет тому назад угнетало и мучило их».

Максим Горький (1868—1936), писатель, классик русской литературы, поэт, прозаик, драматург, журналист, общественный деятель и публицист. Фотопортрет неустановленного авторства. 1927 год. Из брошюры: М. Горький в портретах и фотографиях (к 35-летию литературной деятельности). — М.: Огонёк, 1927.

Горький всячески поддерживал авторов, желающих писать для детей. В 1918 году он издал альманах «Ёлка», для которого среди прочего сам подготовил две сказки: «Самовар» и «Про Иванушку-дурачка», — а через год возглавил журнал «Северное сияние». В обращении «Слово к взрослым» Горький писал: «В предлагаемом журнале мы по мере сил наших будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым».

Иллюстрация Юрия Анненкова к сказке Максима Горького «Самовар» из сборника «Ёлка. Книжка для маленьких детей». 1918 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заповедные новости Заповедные новости

Свежие новости из особо охраняемых территорий России

Наука и жизнь
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
«Нецелесообразная» закупка «Нецелесообразная» закупка

Как и почему писатель и поэт Константин Симонов не смог купить автомобиль

Дилетант
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему

Фильмы Джеймса Ганна от инди-ужасов до супергероев Marvel и DC

Maxim
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
«Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории «Рапунцель» и «Румпельштильцхен»: как сказочницы сочиняли совсем не детские истории

О шести сказочницах, которые говорили о женской судьбе

Forbes
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад

Испанские ученые обнаружили в Атапуэрке зуб северного оленя времен оледенений

N+1
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Открыть в приложении