Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техникаОбщество

Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Юрий Каторин

Шведские подводные лодки типа «Готланланд» в походе

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленных для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей, считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.

В 1987–1990 годах Швеция ввела в строй четыре подводные лодки типа «Вестерготланд». Лодки были названы именами ленов (округов): «Вестерготланд» («Vestergotland»), «Гальсингланд» («Halsingland»), «Седерманланд» («Sedermanland») и «Остерготланд» («Ostergotland»). Контракт на их проектирование был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на строительство – в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами.

Шведская подводная лодка «Седерманланд». Водоизмещение подводное – 1500 т, основные размерения: 60,5 × 6,1 × 5,6 м, скорость – 20/11 узлов, глубина погружения – 300 м, автономность – 45 суток, экипаж – 20 человек, в том числе 5 офицеров, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата

В 2000–2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 м, полное водоизмещение выросло до 1500 т. «Остерготланд» была списана в 2021 году, вторая лодка в 2024 году прошла ремонт и прослужит до 2030 года.

Двигатель Стирлинга

Две другие подводные лодки серии «Вестерготланд» и «Гальсингланд», были в 2005 году сняты с вооружения флота Швеции и проданы ВМС Сингапура. Перед передачей они также прошли переоборудование по проекту «Седерманланд». Вообще «Седерманланды» – это скорее эксперимент, чем серьезная работа.

«Седерманланд»
(«Sedermanland») 1989 г.

«Остерготланд»
(«Ostergotland») 1990 г./ списана в 2022 г.

Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (Gotland), производство которых начато в 1996 году.

Устройство шведской подводной лодки «Готланланд». Водоизмещение – 1490/1599 т, основные размерения: 60 × 6,2 × 5,6, скорость – 11/20 узлов, экипаж – 27 человек, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата
Шведская лодка «Готланланд» в лизинге в США

Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией «Kockums» на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые серийные корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. Подводная лодка «Готланд» оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1800 л.с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем делает это очень тихо и быстрее, чем на электромоторах, запитанных от аккумуляторов. Продукты сгорания дизельного топлива выбрасываются в кильватерную струю от движителя. Это позволяет замаскировать положение подводной лодки, поскольку большие пузыри выбрасываемого газа в кильватерной струе разбиваются на множество мелких пузырьков, плохо заметных на поверхности воды. Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в условиях практически абсолютной скрытности, а два дизеля MTU мощностью по 1300 л.с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море.

Конструкция лодки необычна – прочный корпус разделен двойной равнопрочной плоской перегородкой на две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе Интернет. АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 27 человек, из них 5 офицеров.

Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения*. Несмотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).

* В 2005–2007 годах подводная лодка «Готланд» с экипажем была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. Шведские моряки наглядно показали своим американским коллегам, насколько сложна оборона от практически бесшумных современных неатомных субмарин.

Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км, для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 43. Всего планировалось построить пять субмарин данного типа, но по финансовым причинам серия ограничилась тремя лодками. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса «Gotland» пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три – класса «Gotland» и две – класса «Sodermanland».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Калейдоскоп Калейдоскоп

Каких витаминов не хватает человечеству и почему люди не любят растительную еду

Здоровье
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
«Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ «Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ

Forbes Woman рассказывает о пяти книгах женщин — заключенных сталинских лагерей

Forbes
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Открыть в приложении