Сила в форме
«Чума»: новая глава в истории якутского кино
В российский прокат выходит новый фильм Дмитрия Давыдова, одного из самых интересных режиссеров Республики Саха (его «Пугало» получило гран-при «Кинотавтра» в 2020 году, после чего о якутском феномене заговорили абсолютно все). «Чума» радикально меняет наше представление о поэтике и технике якутского кино.
Жили в одной якутской деревне два соседа — Влад и Иван. Иван лодки строил, а Влад участковым работал. Женщин в деревне вовсе не было: у Ивана жена умерла, а от Влада сбежала — то ли на Север к родным, то ли вообще к другому. Бросил Влад работу и начал хозяйством заниматься вместе с сыном. А Иван все сам справлялся — его-то сын Тарас ничего не делал и только вдаль смотрел. Чего ждал? Северного сияния? Обижали все Ивана, а он и не отвечал никому — что с дураками связываться? Начал и Влад на соседа покрикивать, а потом и лодку ему спалил. Разозлила мягкость отцовская Тараса, и ушел он жить к соседу. Стал Владу сын чужой ближе родного. Тут уж Владов сын обиделся на отца и тоже ушел в дом чужой, соседский — да и ружье с собой прихватил…
Ровно так, как грубоватая сказка-притча, и выглядит новый фильм Дмитрия Давыдова, непохожий на все предыдущие работы режиссера — да и на все, что было прежде снято в Республике Саха. Фольклорная схематичность «Чумы» больше смахивает на минимализм нового казахстанского артхауса (Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин), но и на фоне этих живых картин работа Давыдова выделяется необычным авторским стилем. Окончательно вытравив цвет