Основатель школы Wildmanager — о том, как вести бизнес на маркетплейсах
Дана Малкина, основательница школы по обучению менеджеров маркетплейсов Wildmanager, рассказывает о том, что покупают (и не покупают) на маркетплейсах, а также какие бизнес-проекты не стоит запускать
В 2024 году маркетплейсы снова демонстрируют уверенный рост, а количество продавцов на основных площадках уже достигло 1 млн. Чего ждать дальше, объясняет Дана Малкина, основатель одной из крупнейших школ по обучению менеджеров маркетплейсов с образовательной лицензией, а также партнер российских аналитических сервисов MarketGuru и «Маяк».
Как мы приучились покупать онлайн
По данным Data Insight, в 2023 году рынок электронной коммерции вырос на 2,6 трлн руб. Наибольший вклад в статистику внесли Wildberries и Ozon — их доля составила 35 и 31% соответственно. В сумме четыре крупнейших маркетплейса (плюс «Сбермегамаркет» и «Яндекс Маркет»), обеспечили более 80% общего роста рынка. На это повлияли прежде всего два фактора.
- Пандемия. Когда все торговые центры закрылись, маркетплейсы оказались единственным способом приобрести товар не первой необходимости. Так покупатели начали постепенно привыкать к онлайн-покупкам и все чаще заказывать продукты через сайты и приложения.
- Санкции. В 2022 году после ухода многих зарубежных брендов количество продавцов на российских маркетплейсах увеличилось на 85%. Сейлеры начали продавать не только завезенные через параллельный импорт, но и произведенные в России товары.
Вероятно, в отдаленной перспективе можно ожидать, что торговые центры закроются и останутся только онлайн-площадки. Как показывает Data Insight, уже сейчас 84% россиян приобретают товары на маркетплейсах, из них 80% совершают покупки чаще, чем два-три раза в месяц. Торговля уходит в онлайн: маркетплейсы растут, конкуренция увеличивается, но при этом покупателей тоже становится все больше.
Какие сложности появились при ведении бизнеса на маркетплейсах
Взнос за регистрацию
Если сравнивать сейлеров, которые пришли на маркетплейсы пять лет назад и сейчас, то последним приходится гораздо сложнее. Например, на Wildberries появился гарантийный взнос: чтобы зарегистрироваться в качестве продавца, нужно заплатить 10 тыс. руб. Однако все средства зачисляются в личный кабинет и впоследствии могут использоваться для рекламы своих товаров.
Платное хранение товара на складе
Приемка товара на Wildberries тоже стала платной, потому что количество и размер складов ограничены, а поставщиков становится все больше. Теперь, чтобы отдать свой товар на склад Wildberries, продавец должен заплатить определенную сумму в зависимости от количества и габаритов товара.
Снижение прибыльности
Высокий уровень конкуренции приводит к демпингу. Сейчас, если судить по статистике Data Insight, цены снижаются. Начинающие сейлеры идут на этот шаг, потому что хотят, чтобы продавался именно их товар, — другие продавцы, чтобы оставаться конкурентоспособными, тоже оказываются вынуждены делать скидки, что уменьшает прибыльность бизнеса.
Комиссия
Если пять лет назад комиссия составляла 10%, то сейчас она достигает 20% и больше. С ростом числа продавцов расходы маркетплейсов тоже увеличиваются.
Штрафы
Все маркетплейсы устанавливают собственные правила, которые должны соблюдать продавцы. За их несоблюдение предусмотрены различные санкции, в том числе и штрафы.