Антиалкогольная компания
10 фильмов про пьянство
В алкогольной истории кино можно и утонуть — отношения этого искусства со спиртным крепчайшие. Weekend представляет десятку выдающихся пьяниц, алкоголиков и просто выпивающих героев мирового киноэкрана.
«Потерянный уикенд». Билли Уайлдер. 1945
Эталонное кино об алкоголизме
Дон (Рей Милланд) смог продержаться 10 дней без алкоголя. Его любимая (Джейн Уайман) и его брат (Филлип Терри) хотят вывезти его за город, чтобы на трезвую голову отпраздновать такое завоевание. Но под надуманным предлогом Дон остается дома на выходные. Гордое одиночество оборачивается срывом и тяжелейшим запоем, вытащить из которого сможет только большая любовь. Так бывает только в кино, и Билли Уайлдер на этом настаивает. Хоть «Потерянный уикенд» вполне справедливо считается «первым достоверным изображением алкоголика в кино», но также он занимает почетное место в списках «лучших нуаров в истории». Камера слетает с катушек вместе с героем, буквально лезет в бутылку, искажает пространство и сводит все к одной мании. Поэтому и приклеенный хеппи-энд выглядит не столько уступкой цензорам, сколько авторской издевкой с характерной уайлдеровской иронией: «Вы же понимаете, что потерял он не только несколько дней своей жизни».
«Покидая Лас-Вегас». Майк Фиггис. 1996
Как упиться насмерть
Мрачно спивающегося сценариста Бена (Николас Кейдж) увольняют со студии, выписав напоследок солидный чек, обналичит который он уже в Лас-Вегасе, где и проведет свои последние дни. «Не понимаю, почему я начал пить. Потому что жена меня бросила? Или жена меня бросила потому, что я начал пить?» — этот короткий монолог так и останется чуть ли не единственной подробностью прошлой жизни Бена. Что-то попытается понять его последняя подруга, невезучая проститутка Сэра (Элизабет Шу), наделенная то ли зашкаливающей эмпатией, то ли святой глупостью. Вместе с Сэрой гадать может и зритель, но незачем. «Покидая Лас-Вегас» — это не психологическая драма про причины алкоголизма, а элегия о человеке, решившем отправиться на тот свет. Чтобы оправдать такую драматургию, нужен актер-ракета, как Николас Кейдж, умеющий играть не персонажей или людей, а состояния и передавать их через экран — похмелье от этого фильма тяжелейшее.
«Отпуск в сентябре». Виталий Мельников. 1979
Запой во время застоя
С элегантностью мастера Виктор Зилов (Олег Даль) откупоривает пивную бутылку о краешек стола. С такой же легкостью и своеобразным изяществом рушит он жизни всех вокруг, доводя и себя самого до приставленного к горлу ружья. Телевизионной экранизации «Утиной охоты» Александра Вампилова не повезло с выходом на экраны: в 1979 году фильм положили на полку и выпустили лишь восемь лет спустя, в разгар перестройки и под занавес антиалкогольной кампании. Могли бы и пораньше: ведь в и без того богатой галерее алкоголиков советского кино не было столь отталкивающего и одновременно глубокого, сложного образа пьяницы. В герое Даля можно разглядеть и предельное выражение отвращения к эпохе застоя, и глубокую экзистенциальную тоску, и «лишнего человека», и банальную инфантильность, и современную «мужскую депрессию». Но едва ли возможно его осудить и, как сделала бы умудренная опытом женщина, выставить его за порог. Эти глаза заставляют простить всё.