Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры

WeekendКультура

Поддельное воспроизведение

Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен

В Центральном выставочном зале «Манеж» проходит выставка «Дом культуры СССР», представляющая собой достойный и интеллигентный набор произведений, созданных за годы советской власти,— каким он сложился примерно к началу перестройки. Григорий Ревзин объясняет, почему такое собрание работ никак нельзя выдать за историю культуры СССР.

«ДК СССР» — мероприятие, проводимое в ознаменование 100-летия образования Советского Союза. Ответственным за его организацию было назначено РОСИЗО, но сегодня это выглядит периферийным обстоятельством. Каждый раздел выставки курировала своя важная федеральная институция, и, в частности, живопись — Русский музей и Третьяковская галерея. Через пять дней после открытия директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову сняли.

Разумеется, не за выставку. Однако выставка до известной степени дает ответ на вопрос, почему общественность не считает это увольнение культурной катастрофой. Я, кстати, считаю, но это маргинальная позиция.

Сейчас есть люди, которые усматривают в нынешних временах возвращение к идеалам разных советских периодов, в том числе так называемого брежневского застоя. Так вот в 1971-м, скажем, году такая выставка была бы прорывом. Показан ранний советский авангард, и не только Малевич, Филонов, Петров-Водкин, но и Георгий Стенберг, Натан Альтман — то, что когда-то (в 1940–1950-х годах) вообще было в запасниках. Очень качественно представлен «суровый стиль» — Гелий Коржев, Таир Салахов, Михаил Савицкий (эту часть как раз и курировала Зельфира Трегулова). Превосходное собрание советской абстракции 1960-х — Франсиско Инфанте, Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Юрий Злотников — и где, в Манеже, где еще недавно Никита Сергеевич Хрущев ругал абстракционистов педерастами! Прекрасно выставлена книжная детская иллюстрация: и Лебедев, и Конашевич, и Маврина, и Май Митурич — ну все как надо.

В 1971 году. А с тех пор прошло полвека. Все, что показано на этой выставке, показывалось уже десятки раз и публиковалось едва ли не сотни. Это стало каноном и сюда в каноническом виде и переехало. Как назывался в программе по истории советского искусства для профильных вузов с начала оттепели соответствующий раздел «Борьба течений в советском искусстве 1920–1930-х» — так он и тут называется. Выставка напоминает набор экзаменационных билетов: «Суровый стиль. Гелий Коржев и Таир Салахов»; «Конкурс на Дворец Советов. Проект Иофана. Альтернативные проекты. Иностранные участники. Проект Ле Корбюзье»; «Традиции авангарда в книжной графике 1920–1960-х гг.». Хрестоматийные произведения, хрестоматийная компоновка и даже — если говорить об архитектуре — хрестоматийные экспозиции, которые показывались уже не раз как отдельно, так и в составе больших проектов. Исключение составляет разве что раздел советской абстракции 1960-х (куратор Ирина Горлова) — это

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вон из России! Вон из России!

Осенью 1922-го от причалов отходили не только корабли с белогвардейцами

Дилетант
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Город бомбы Город бомбы

Из истории американского атомограда

Вокруг света
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Николай Цискаридзе: «Я могу позволить себе меняться» Николай Цискаридзе: «Я могу позволить себе меняться»

Откровенное интервью с ректором Академии Русского балета Николаем Цискаридзе

Psychologies
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной От дебюта Тарковского до номинанта «Оскара»: классика о Великой Отечественной

Подборка пяти великих фильмов о Великой Отечественной

Ведомости
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Открыть в приложении