Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры

WeekendКультура

Поддельное воспроизведение

Как «ДК СССР» создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен

В Центральном выставочном зале «Манеж» проходит выставка «Дом культуры СССР», представляющая собой достойный и интеллигентный набор произведений, созданных за годы советской власти,— каким он сложился примерно к началу перестройки. Григорий Ревзин объясняет, почему такое собрание работ никак нельзя выдать за историю культуры СССР.

«ДК СССР» — мероприятие, проводимое в ознаменование 100-летия образования Советского Союза. Ответственным за его организацию было назначено РОСИЗО, но сегодня это выглядит периферийным обстоятельством. Каждый раздел выставки курировала своя важная федеральная институция, и, в частности, живопись — Русский музей и Третьяковская галерея. Через пять дней после открытия директора Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову сняли.

Разумеется, не за выставку. Однако выставка до известной степени дает ответ на вопрос, почему общественность не считает это увольнение культурной катастрофой. Я, кстати, считаю, но это маргинальная позиция.

Сейчас есть люди, которые усматривают в нынешних временах возвращение к идеалам разных советских периодов, в том числе так называемого брежневского застоя. Так вот в 1971-м, скажем, году такая выставка была бы прорывом. Показан ранний советский авангард, и не только Малевич, Филонов, Петров-Водкин, но и Георгий Стенберг, Натан Альтман — то, что когда-то (в 1940–1950-х годах) вообще было в запасниках. Очень качественно представлен «суровый стиль» — Гелий Коржев, Таир Салахов, Михаил Савицкий (эту часть как раз и курировала Зельфира Трегулова). Превосходное собрание советской абстракции 1960-х — Франсиско Инфанте, Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Юрий Злотников — и где, в Манеже, где еще недавно Никита Сергеевич Хрущев ругал абстракционистов педерастами! Прекрасно выставлена книжная детская иллюстрация: и Лебедев, и Конашевич, и Маврина, и Май Митурич — ну все как надо.

В 1971 году. А с тех пор прошло полвека. Все, что показано на этой выставке, показывалось уже десятки раз и публиковалось едва ли не сотни. Это стало каноном и сюда в каноническом виде и переехало. Как назывался в программе по истории советского искусства для профильных вузов с начала оттепели соответствующий раздел «Борьба течений в советском искусстве 1920–1930-х» — так он и тут называется. Выставка напоминает набор экзаменационных билетов: «Суровый стиль. Гелий Коржев и Таир Салахов»; «Конкурс на Дворец Советов. Проект Иофана. Альтернативные проекты. Иностранные участники. Проект Ле Корбюзье»; «Традиции авангарда в книжной графике 1920–1960-х гг.». Хрестоматийные произведения, хрестоматийная компоновка и даже — если говорить об архитектуре — хрестоматийные экспозиции, которые показывались уже не раз как отдельно, так и в составе больших проектов. Исключение составляет разве что раздел советской абстракции 1960-х (куратор Ирина Горлова) — это

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать» Михаил Пиотровский: «Заставляем людей думать»

Как принималось решение, касающееся эрмитажного экспоната? Чем живёт Эрмитаж?

Дилетант
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Почему никто не рассказал мне это в 20? Почему никто не рассказал мне это в 20?

Интенсив по поиску себя в этом мире

kiozk originals
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Мот: «В мире нет ничего идеального» Мот: «В мире нет ничего идеального»

Певец Мот — о превратности семейной жизни и большой литературе

VOICE
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Открыть в приложении