Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

ForbesОбщество

Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Владимир Боруцкий, Егор Старшов

Казань лидирует за счет наличия скоростных маршрутов разных видов транспорта — метро (на фото), трамвая, автобуса и троллейбуса (Фото Максима Богодвида / РИА Новости)

Если вам скажут, что Казань и Белгород в лидерах по скоростному общественному транспорту (СОТ), а Санкт-Петербург лишь на третьем месте, то это не ошибка и не провокация. Таков результат исследования, проведенного консалтинговой компанией Arthur Consulting совместно с Центром устойчивого развития территорий ВШМ СПбГУ. Но чтобы понять, как так вышло, давайте сначала разберемся, почему традиционные решения больше не работают, предлагают в колонке для Forbes партнер Arthur Consulting Владимир Боруцкий, ассистент кафедры Государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Егор Старшов и менеджер проектов Arthur Consulting Светлана Торопова.

Машин больше — пробок больше

Во многих российских городах до сих пор преобладает логика: пробки — строим развязки. Однако опыт крупнейших мегаполисов от Лос-Анджелеса до Москвы показывает: расширение дорог не избавляет от транспортных заторов. Скорее наоборот, приводит к росту автомобилизации, снижению доли общественного транспорта и, как следствие, еще большим пробкам. Получается замкнутый круг, он известен как парадокс Доунса — Томсона. За последние десять лет уровень автомобилизации в городах России вырос на 18%, а пробки стали нормой практически повсеместно.

Москва: уникальный успех

Москва первой осознала ограниченность «дорожного» пути еще в 2010-х. Город сделал ставку на скоростной общественный транспорт — метро, МЦК, трамваи и BRT-коридоры (Bus Rapid Transit — скоростные автобусные маршруты с выделенными полосами, приоритетом на светофорах и высокими платформами). В совокупности с ужесточением парковочной политики это позволило остановить рост количества автомобилей и сохранить управляемость городского трафика. По данным «Московского транспорта», доля поездок на личных авто в городе за последние семь лет стабилизировалась, а в некоторые годы даже снижалась.

А как быть остальным?

Многие города стремятся копировать московский подход. Но плотность населения и бюджетные возможности в регионах сильно отличаются от московских. Масштабные подземные проекты для них зачастую нерентабельны. Зато есть другой путь: развитие скоростных автобусных маршрутов, троллейбусов, электробусов и трамваев. Они быстрее и дешевле в реализации. В Белгороде, к примеру, создание автобусного коридора с выделенной полосой и приоритетом на светофорах позволило добиться стабильных интервалов и снизить среднее время поездки почти на 20%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дама с уликами: как Агата Кристи стала одним из самых продаваемых авторов в истории Дама с уликами: как Агата Кристи стала одним из самых продаваемых авторов в истории

История Агаты Кристи — одной из самых издаваемых и переводимых писательниц

Forbes
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Банкротство ИП: от долгов к новому старту Банкротство ИП: от долгов к новому старту

Как проходит банкротство ИП: от условий проведения процедуры до списания долгов

Inc.
По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет

Что предсказывает модель Вселенной, которая учитывает данные DES и DESI?

ТехИнсайдер
Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен Лето без хита: почему в музыке не хватило героев и при чем тут Морган Уоллен

Год без хита: как музыка ушла в прошлое

Правила жизни
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
«Моя цель не деньги!» «Моя цель не деньги!»

Как развивался и развивается рынок реверс-инжиниринга и при чем здесь китайцы

Монокль
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Сусанна Георгиевская Сусанна Георгиевская

Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и редкой судьбы

Дилетант
Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс

Как вести себя туристам во время авиационных коллапсов

Forbes
Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой

Чтобы снизить влияние авиации на климат, лучше сосредоточиться на следах

N+1
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Хидео Кодзима Хидео Кодзима

Правила жизни геймдизайнера Хидео Кодзимы

Правила жизни
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Социально-платформенное страхование Социально-платформенное страхование

Социальное страхование в России не отвечает потребностям современной экономики

Ведомости
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста

Почему личность Оскара Шиндлера в фильме 1993 года представлена идеализированно?

ТехИнсайдер
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
«Посещение музеев — такие же понты, как размер парика при дворе Людовика XV» «Посещение музеев — такие же понты, как размер парика при дворе Людовика XV»

Елизавета Лихачева — об арт-бизнесе и мотивации меценатов

Weekend
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
4 способа улучшить сон с помощью спорта 4 способа улучшить сон с помощью спорта

Методы, которые существенно помогают при различных аспектах нарушений сна

ТехИнсайдер
Не только завод Не только завод

Как бизнес, власть и жители перезапустили Выксу

Эксперт
ИИ выходит на работу ИИ выходит на работу

Знание ИИ — новый стандарт на рынке труда

Ведомости
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Как приручить дедлайн: работаем со сроками Как приручить дедлайн: работаем со сроками

Как не превращать дедлайн в источник ужаса и авралов?

Inc.
Открыть в приложении