Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Лифт — последний бастион неконтролируемого социального взаимодействия в эпоху цифровых коммуникаций. Здесь нельзя отписаться, заблокировать или пролистать. Две минуты в замкнутом пространстве с незнакомцами становятся микролабораторией человеческих отношений. Сотрудникам офисов, где свято чтят Elevator Pitch, этого времени мало, а неразговорчивым соседям в обычном жилом доме — мучительно много. Разбираемся с экспертами, почему современный лифт — это больше чем транспорт и как за минуту можно произвести впечатление или безвозвратно его испортить.
Разница атмосфер
По данным Otis Elevator Company, мирового лидера лифтостроения, который обслуживает 2,4 млн единиц оборудования по всему миру и перевозит 2,4 млрд человек ежедневно, количество лифтов в мире увеличилось на 35% за последние десять лет. В России, согласно исследованию «Российского лифтового союза», ежегодно устанавливается около 25 тыс. новых кабин.
Урбанизация и рост высотного строительства делают лифт неотъемлемой частью повседневности — среднестатистический житель мегаполиса проводит в лифте около пяти лет жизни.
Казалось бы, правила поведения в лифте унифицированы, будь то офис или многоквартирный дом, ведь замкнутое пространство диктует свой поведенческий код. Однако, по мнению экспертов, социальная атмосфера в деловых центрах и жилых высотках отличается.
Давид Худоян
Генеральный директор Optima Development
«Как правило, общение в лифтах офисов носит более деловой характер. Большинство коллег обмениваются вежливыми приветствиями или обсуждают текущие вопросы».
По сути это неформальное продолжение рабочих коммуникаций: пока едешь между этажами, можно уточнить детали проекта или просто перекинуться парой слов о новостях, рассуждает заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта MR Group Жанна Махова.
Жанна Махова
Заместитель генерального директора по стратегии и развитию продукта MR Group
«Общая повестка, схожий ритм и цели сближают — даже такая мимолетная встреча становится частью рабочего процесса».
При этом эксперты уверены, что обсуждать важные рабочие идеи в лифте неудобно и зачастую некорректно — слишком много лишних слушателей, замечает Махова.
Ярослав Гутнов
Основатель компании SIS Development
«В больших бизнес-центрах вместе обычно едут не только коллеги из одной организации, но и посторонние из других компаний. А такая обстановка мешает непринужденной коммуникации».
В жилых домах, по мнению Маховой, все иначе. Здесь больше приватности, и она чувствуется даже в лифте. «Люди чаще молчат, ограничиваются кивком или фразой о погоде. У каждого своя жизнь, свой график, и лифт не воспринимается как пространство для общения», — обращает внимание она.
С этим соглашается клинический психолог Дарья Сальникова, приводя в пример старшее поколение людей, которые помнят культуру общения еще в советские годы.
Дарья Сальникова
Клинический психолог
«Дедушки и бабушки часто говорят, что современные соседи ничего друг про друга не знают. Да, эта культура у нас в какой-то момент ушла, и не без причины. Разумеется, все дело в безопасности».