«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение
Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, продолжают бороться, а другие опускают руки? Концепцию "выученной беспомощности" впервые описали психологи в 1967 году. Вот как она связана с повторяющимися неудачами или ситуациями стресса — и как это может привести к пассивного!

Выученная беспомощность – это психологическое состояние, когда человек перестает пытаться изменить свою ситуацию после неоднократных неудач или пережитого стресса. Так, убеждение в своей неспособности влияет на жизнь даже при наличии реальных возможностей: человек остается пассивным. Это явление связано с повышенным риском депрессии, тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). И вот что стоит узнать!

История открытия феномена
Теория выученной беспомощности была впервые предложена Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году.
- Исследования проводились на собаках: животных подвергали электрическим разрядам, при этом одни могли предотвратить удары, нажимая на рычаг, а другие — нет.
- Впоследствии те собаки, которые не могли контролировать боль, перестали пытаться избежать разрядов, даже когда у них появилась такая возможность.
- Позже нейробиологические исследования выявили, что животные не столько научились быть беспомощными, сколько не научились контролировать ситуацию.