Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

МонокльАвто

Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию

Анжела Сикамова

Китайский завод Huajing — крупный поставщик осей для полуприцепов в Россию. Фото: https://russian.hj-machine.com

2022 года, согласно Business­ Stat, грузоперевозки авто­мобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спро­са, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переори­ентация транспортных потоков с запа­да на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращива­нию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки­-разгрузки, чтобы сокра­тить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уве­ренным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было прода­но 28 820 новых полуприцепов, а в 2024­ м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.

Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То­ нар», Bonum и Grunwald, на которые при­ шлось более 28% объема продаж.

На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономи­ческих проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал про­даж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Песси­мистичный сценарий предполагает па­дение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна­ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России произ­водятся в ограниченном количестве.

Российская ассоциация производи­телей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осе­вых комплектов в год, но из них непо­средственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719­му постановле­нию», — поясняет заместитель директо­ра «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Проблемы локализации

В 2015 году Минпромторг принял по­ становление № 719, в котором установ­лены критерии для признания промыш­ленной продукции как произведенной в России.

Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники долж­ны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга про­изводители получают баллы за каждый компонент отечественного производ­ства, что дает им доступ к различным го­сударственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льгот­ный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.

Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбо­ра для прицепов и полуприцепов уста­новлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со­ ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значи­тельные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы по­лучаются значительные.

Естественно, производители заинте­ресованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсиро­ваны затраты на утильсбор.

«Возможность получения мер государ­ственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промыш­ленной субсидии на возврат утилизаци­онного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования ло­кализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.

Самую большую проблему для лока­лизации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значитель­ная часть стоимости всего полуприце­па. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про­ должает его наращивать. «Тонар» полно­стью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внеш­ним потребителям. При этом увеличи­вать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный дирек­тор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксар­ское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.

Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исклю­чения. В основном российские произ­водители прицепной техники не произ­водят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектую­щими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шелковый путь проложат по льду Шелковый путь проложат по льду

Северный морской путь вырастет в коридор с участием бизнеса и инвесторов

Монокль
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Электрокопия Электрокопия

Игрушка для богатых мальчиков — электрическая копия Bentley 4½ litre ‘Blower’

Автопилот
5 способностей животных, которые недоступны людям 5 способностей животных, которые недоступны людям

Как было бы круто, если бы обладали этими способностями животных

Maxim
Взлёт и падение Селевкидов Взлёт и падение Селевкидов

Государство Селевкидов стало самым большим осколком империи Македонского

Дилетант
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Печать счастья Печать счастья

Как определить по дате рождения, будет ли гармоничным твой брак

Лиза
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Лардо Лардо

Лардо: сало может быть настоящим деликатесом

Bones
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Неспешно пили предки наши Неспешно пили предки наши

Медиевист Олег Воскобойников — о путешествии вина по истории мировой культуры

РБК
Как стать добрее: пошаговая инструкция от психолога Как стать добрее: пошаговая инструкция от психолога

Как же отыскать способы стать добрее?

Psychologies
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение

Разбираем основные признаки синдрома отмены и сколько он длится

Psychologies
Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль Коротко о том, как устроен наш мозг: почему при трении ушиба мы перестаем чувствовать боль

Неужели наш мозг способен контролировать боль?

ТехИнсайдер
Азбука Сигаловой Азбука Сигаловой

Режиссер Алла Сигалова о нежности, сексуальности, благодарности и уязвимости

Afternoon Seasons of life
Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Открыть в приложении