Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

МонокльАвто

Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию

Анжела Сикамова

Китайский завод Huajing — крупный поставщик осей для полуприцепов в Россию. Фото: https://russian.hj-machine.com

2022 года, согласно Business­ Stat, грузоперевозки авто­мобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спро­са, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переори­ентация транспортных потоков с запа­да на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращива­нию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки­-разгрузки, чтобы сокра­тить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уве­ренным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было прода­но 28 820 новых полуприцепов, а в 2024­ м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.

Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То­ нар», Bonum и Grunwald, на которые при­ шлось более 28% объема продаж.

На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономи­ческих проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал про­даж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Песси­мистичный сценарий предполагает па­дение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна­ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России произ­водятся в ограниченном количестве.

Российская ассоциация производи­телей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осе­вых комплектов в год, но из них непо­средственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719­му постановле­нию», — поясняет заместитель директо­ра «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Проблемы локализации

В 2015 году Минпромторг принял по­ становление № 719, в котором установ­лены критерии для признания промыш­ленной продукции как произведенной в России.

Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники долж­ны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга про­изводители получают баллы за каждый компонент отечественного производ­ства, что дает им доступ к различным го­сударственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льгот­ный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.

Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбо­ра для прицепов и полуприцепов уста­новлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со­ ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значи­тельные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы по­лучаются значительные.

Естественно, производители заинте­ресованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсиро­ваны затраты на утильсбор.

«Возможность получения мер государ­ственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промыш­ленной субсидии на возврат утилизаци­онного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования ло­кализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.

Самую большую проблему для лока­лизации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значитель­ная часть стоимости всего полуприце­па. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про­ должает его наращивать. «Тонар» полно­стью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внеш­ним потребителям. При этом увеличи­вать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный дирек­тор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксар­ское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.

Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исклю­чения. В основном российские произ­водители прицепной техники не произ­водят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектую­щими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
«Японские джунгли» в Париже: что нужно знать об основателе Kenzo дизайнере Кензо Такаде «Японские джунгли» в Париже: что нужно знать об основателе Kenzo дизайнере Кензо Такаде

Кензо Такада: смешение культур в коллекциях и смена моды на дизайн мебели

Правила жизни
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
5 вещей, которые ты стираешь слишком часто 5 вещей, которые ты стираешь слишком часто

Бюстгальтеры, полотенца и другие вещи, которые не нужно так часто стирать

VOICE
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях

Подборка книг, которая изучает зависимости с разных сторон

Psychologies
Добычей не блещут Добычей не блещут

Крупнейшие производители алмазов снизили добычу в 2024 г

Ведомости
Поморская Масленица Поморская Масленица

Масленица – один из любимых народных праздников

Лиза
Почему рацион японцев считается таким полезным Почему рацион японцев считается таким полезным

Как японская традиционная диета влияет на продолжительность жизни?

ТехИнсайдер
Цифровая реальность: взять под контроль Цифровая реальность: взять под контроль

Как мы меняемся и что будет представлять из себя цифровой человек в будущем

Psychologies
Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ Дмитрий Лысенков. Непростой товарищ

Меня многие вещи раздражают в нашем мироустройстве, поэтому я и злой

Караван историй
Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении Не звони, не опаздывай и не сокращай: шесть главных табу в бизнес-общении

Что предпринимателей больше всего раздражает в деловом общении?

Forbes
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Актрисы Актрисы

Срочно пора знакомить вселенную со сверхновыми актрисами из Петербурга!

Собака.ru
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Позднее материнство Позднее материнство

Всё больше женщин рожают после сорока — как это сказывается на ребёнке и матери?

Здоровье
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Холодная элегантность Холодная элегантность

Обновление интерьера квартиры в современном стиле и элементами ар-деко

SALON-Interior
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
На низких оборотах. Причины повышенной утомляемости и как их устранить На низких оборотах. Причины повышенной утомляемости и как их устранить

Когда повышенная утомляемость сигнализирует о серьезных проблемах со здоровьем

Лиза
Открыть в приложении