Локализация налетела на ось из Поднебесной
Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию
2022 года, согласно Business Stat, грузоперевозки автомобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спроса, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переориентация транспортных потоков с запада на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращиванию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки-разгрузки, чтобы сократить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уверенным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было продано 28 820 новых полуприцепов, а в 2024 м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.
Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То нар», Bonum и Grunwald, на которые при шлось более 28% объема продаж.
На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономических проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал продаж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Пессимистичный сценарий предполагает падение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России производятся в ограниченном количестве.
Российская ассоциация производителей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осевых комплектов в год, но из них непосредственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719му постановлению», — поясняет заместитель директора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.
Проблемы локализации
В 2015 году Минпромторг принял по становление № 719, в котором установлены критерии для признания промышленной продукции как произведенной в России.
Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники должны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга производители получают баллы за каждый компонент отечественного производства, что дает им доступ к различным государственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льготный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.
Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбора для прицепов и полуприцепов установлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значительные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы получаются значительные.
Естественно, производители заинтересованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсированы затраты на утильсбор.
«Возможность получения мер государственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промышленной субсидии на возврат утилизационного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования локализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.
Самую большую проблему для локализации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значительная часть стоимости всего полуприцепа. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про должает его наращивать. «Тонар» полностью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внешним потребителям. При этом увеличивать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный директор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксарское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.
Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исключения. В основном российские производители прицепной техники не производят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектующими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.