Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБКРепортаж

«Я очень скупой на оценки»

Артур Саркисян, автор «Гида по российским винам», глава Союза сомелье и экспертов России и с 2024 года партнер «РБК Вино», — о том, какова цена «входа» в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

Беседовала Ирина Парфентьева

Свитер, пиджак — все HENDERSON (henderson.ru)

Представим ситуацию: приходит к вам за консультацией бизнесмен: «Артур, хочу инвестировать в виноделие». Что посоветуете?

Я буду всеми способами его отговаривать. Виноделие — это сложнейший процесс, результат которого увидят даже не твои дети, а внуки. Самая дорогая инвестиция в виноделии — это время. Когда ты высаживаешь виноград, то уже понимаешь, что настоящая красота появится только лет через 10 или 15. Особенно активно отговариваю, если вижу, что для человека это будет просто игрушка, на которую у него есть деньги и которые он не знает, куда потратить. Но, если он действительно хочет заниматься вином, осознанно идет к этому и готов вложить не последние деньги, только тогда стоит в это ввязываться. Тут будет актуально выражение «если ты хочешь стать миллионером в виноделии, тебе сначала надо быть миллиардером». В любом случае эта отрасль будет развиваться. Рано или поздно она принесет очень хорошие деньги, и ты не проиграешь.

О какой сумме инвестиций можно говорить для входа в производство?

Думаю, что минимум $5 млн. Это позволит собрать маленькую винодельню и сделать что-то более или менее нормальное.

За последние годы как-то изменился портрет инвесторов в вино? Кто это сейчас?

Крупные проекты — это по-прежнему состоятельные люди. Но появились и те, кто хочет купить несколько гектаров земли, посадить виноград, сделать свое вино, то есть готов над этим работать.

И в таком случае «ценник» для входа ниже…

Это вопрос концепции: смотря что ты хочешь делать. Если говорить о маленькой, «гаражной» винодельне, думаю, что на такой формат нужно 50 млн руб. для того, чтобы сделать что-то интересное с объемом выпуска 10–15 тыс. бутылок в год. Но, если у людей есть, условно, деньги от проданной квартиры в Москве, участок земли под Севастополем или на Тамани и горячее желание что-то сделать, они идут и делают, в первую очередь своими руками.

Это очень разные инвесторы. Отставной пилот «Аэрофлота», кавист из Сибири, маркетолог из Белоруссии, мурманские полярные логисты, семья рестораторов, потомственный виноградарь и т. д. Классным увлеченным людям всегда хочется помочь, подсказать, дать возможность посмотреть на свое вино со стороны. Не все сразу получается, не у всех есть деньги на свою винодельню, но вместе с рынком развивается и его инфраструктура. В Крыму есть очень хорошая тенденция — это так называемые условно винные общежития, или кооперативы: винодельни, на которые ты можешь прийти и переработать свой виноград, сделать вино и выпустить под своей маркой. Надеюсь, что и в других регионах такой формат появится для малых хозяйств.

Небольших инвесторов будет появляться все больше. Вижу, что многие «винные» люди очень активно идут в этом направлении: кооперируются, высаживают виноград, объединяют производство.

Вы часто говорите, что, анализируя вино, оцениваете его потенциал. По каким признакам вы можете определить, будет проект успешным или «не полетит»?

Прежде всего человек должен быть хорошим. Плохой человек не может сделать хорошее вино: личность создателя сильно влияет на вино.

Кроме того, надо быть открытым миру, не замыкаться в себе. Ты можешь быть упертым, упрямым в хорошем смысле, можешь даже чего-то добиться. Но если ты не слышишь, что происходит вокруг, не знаешь, в каком направлении двигаться, то ты каждый год теряешь не просто много денег, а теряешь энергию, которую мог бы пустить в позитивное, правильное русло. Когда мне человек говорит: «Я пью только свое вино», это сразу знак застоя. Пить в свое удовольствие можно что угодно, но расширять кругозор, сравнивать свои вина с винами окружающих — это важно. Я поэтому всегда выступаю за большие дегустации в наших поездках, когда за одним столом собираются 10–12 авторских виноделен. Вместе пробуем вина, обсуждаем, делимся впечатлениями. И я всегда спрашиваю: «В чем ваша концепция?»

Самая серьезная проблема наших виноделен независимо от того, большие они или маленькие, — это отсутствие концепции и стратегии. Вино как самовыражение — это прекрасно, но выразился раз-два, а дальше куда идти? Большинство виноделен просто этого не понимают, теряются. Иногда сорта для виноградника выбираются по очень странному принципу. Спрашиваешь: «Вы зачем это посадили, какая концепция сорта?» Ответ: «Саженцы такие удалось купить, а в идеале виноградник этот еще дети и внуки должны будут обрабатывать».

Есть еще так называемый плавающий винодел: один раз у него вино хорошо получилось, а второй раз не очень. Один раз он пригласил консультанта, второй раз решил без него поработать. Эти скачки, по сути, приводят к тому, что потребитель запоминает бренд как нестабильный и не покупает его. Поэтому при оценке потенциала проекта нужно учитывать очень много моментов, начиная от саженца винограда, который ты покупаешь или выращиваешь, и заканчивая уже бутылкой, которую ты продаешь. Если мы говорим о «массовом вине», то, конечно, важно, чтобы потребитель дотянулся до бутылки на полке. Но гораздо важнее, чтобы он совершил вторую и третью покупки. А если вино тебе сразу не понравилось, ты больше к нему не придешь. Покупка на эмоциональной волне «о, какая красивая этикетка, попробую» при плохом качестве вина не приведет потребителя к нему снова.

А если оно «модное»? Когда маркетинг оказывается лучше того, что находится в бутылке.

Можно сколько угодно выдавать свои технические косяки за мировоззрение, но все равно жизнь вернет все в свое русло. Явление «модное» есть, но это недолговечная история. Потребитель запомнит, что это — плохое вино. Ты можешь продолжать его делать, рекламировать, но человек все понимает, особенно когда это вино покупает не на винодельне, где «магия» места и винодела действует, а берет его в бутике или в ресторане за пару тысяч километров от виноградника. И вот тогда возникают вопросы.

Российские виноделы научились делать концепции и «истории»? Во многом стоимость вина — это легенда вокруг продукта.

Сложный вопрос. Сейчас много личных историй, людей, которые сами по себе являются винными брендами вне зависимости от того, где куплен виноград. Это характер, философия винодела. Людей, которым удалось построить такие личные бренды, единицы, и потрачены на это десятки лет. Главное, что надо понять винному инвестору, начинающему виноделу и о чем мы говорили со многими проектами на их старте, что «ваш бренд — это ваш терруар». Вы сколько угодно можете сочинять мифы про античных богов или космические корабли, но вино все равно от земли, от того места, которое вы выбрали под виноградник. Кто-то погружается в историю: император или поэт мимо проезжал, и это все тоже интересно. Но терруар — это немножко про другое. Традиция виноградарства, энергия места. Лес, приморский склон или берег реки. Как с этим местом связан сорт, который выбран для виноградника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Иные миры Иные миры

Инопланетные пейзажи на Земле

Men Today
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты! Почему Марс красный? Ученые связали это с наличием воды в прошлом планеты!

Почему знаменитая Красная планета именно такая? Ученые, похоже, нашли объяснение

ТехИнсайдер
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Вино в кино: 11 фильмов на все времена Вино в кино: 11 фильмов на все времена

Фильмы, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Запаслись опционом Запаслись опционом

Мирные инициативы России и США: возвращение иностранного бизнеса в нашу страну

Ведомости
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Выбирайте выражения Выбирайте выражения

Какие фразы могут сильно усложнить вашему ребенку?

Лиза
ПП — питание персонала ПП — питание персонала

Обеденный перерыв — важный элемент эффективной работы любой команды

Bones
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Открыть в приложении