Я никому ничего не должен?
Пережитая боль нередко заставляет нас возводить внутренние стены, которые со временем превращаются в нашу же тюрьму. Может ли прощение нас освободить, особенно если речь идет о самых тяжелых переживаниях?

Стоит ли нам прощать других за то плохое, что они нам сделали? За обиды, за причиненную боль. Многие психотерапевтические подходы в этом вопросе на удивление единодушны: не обязательно, но было бы хорошо – не ради обидчика, ради нас самих. Чтобы освободиться от внутреннего бремени, дать выход эмоциям, обрести свободу. Перестать наконец рассчитывать, что другие отравятся от «яда, который выпили мы сами»1. Закрыть болезненную для нас главу и жить дальше.
1. Авторство фразы «обиды и негодования похожи на яд, который пьете вы в надежде на то, что отравятся другие» приписывают самым разным людям, в числе которых и Аврелий Августин, и Нельсон Мандела, и – что более вероятно – автор книги «Разгневанный христианин» Берт Гецци.
Важен ли тут «масштаб проблемы»? Есть ли разница между прощением обиды, оскорбления – или измены, предательства? А с человеком, который нанес серьезный вред нашему здоровью, – с ним что делать? Извинить? А с тем, кто отнял жизнь нашего близкого?
История показывает, что и в таких случаях отпустить вину можно. Яркий пример – Бонифас Твагирамунгу (Boniface Twagiramungu) и Мария Камбодже (Marie Uwambaje). В 1994 году Бонифас зарезал мужа и четырех детей своей соседки Марии; место действия – Руанда, контекст – геноцид против тутси. Провел девять лет в тюрьме, вернулся домой, и оба долгие годы жили бок о бок, в безмолвном страхе и ненависти. А потом и Бонифас, и Мария прошли программу по исцелению от травмы геноцида, и она его простила. (Но пусть простой глагол вас не обманывает: за ним стоит колоссальный труд.) Теперь оба работают вместе и помогают другим справляться с последствиями ужасной трагедии.