«Всегда собирайте своих современников»: как вкладывать в искусство
Вклады в искусство относятся к альтернативным финансовым инструментам, которые при благоприятном стечении обстоятельств могут обеспечить высокую прибыль — но в долгосрочной перспективе. Марина Анциперова разобралась во всех нюансах
Чтобы правильно выбрать и работу, и автора, в которого стоит инвестировать, будет не лишним знать и глобальные тенденции рынка, и историю локальных художественных торгов. Особенно, если этот рынок российский, где даже не все работы именитых классиков обладают высокой ликвидностью. «Единственный из ныне живущих художников, который моментально продается, — Виктор Пивоваров, — отмечает один из собеседников «РБК Стиль». — Других столь же востребованных русских художников, даже классиков, назвать окажется сложно».
Галеристка Алина Пинская согласна, что российский рынок современного искусства очень юн, и даже работы видных художников старшего поколения представляют собой скорее возможность размещения денег, чем инвестицию с высокой доходностью. Впрочем, в вопросах ликвидности она настроена оптимистично — как в отношении ныне живущих художников, сотрудничающих с галереями, так и в отношении вторичного рынка ушедших авторов, у которых нет галерей. Однако, по мнению Алины Пинской, у этих художников ликвидны будут прежде всего определенные произведения, особенно известные или отмеченные, например, музейными выставками.
Угадать заранее, какие художники войдут в историю и особенно какие их работы в ней останутся, бывает крайне сложно. У каждого автора есть периоды творчества, которые могут цениться по-разному. Один из удачных примеров точечного коллекционирования знаковых работ российских художников 1990-х -2000-х — Владимир и Екатерина Семинихины, которым удалось собрать внушительную коллекцию первых имен с культовыми произведениями: «Теннисисткой» Олега Кулика, «Флагами» Павла Пепперштейна, работами Владислава Мамышева-Монро, Франциско Инфанте, дуэта Дубосарского — Виноградова и многих других.
Финансовых деталей коллекционеры не разглашают, однако не скрывают того, что, поскольку работы в коллекции хранятся достаточно долго (более десяти лет), то и цена продажи значительно превышает цену покупки — и это подтверждают источники из аукционных домов. Однако при этом сами коллекционеры считают, что чем собрание больше, тем капитализация ниже: кажется, что если выбросить на рынок всю коллекцию сразу, то едва ли она найдет себе покупателя, — а не распроданная сразу тоже может опуститься в цене.
Леа Верни, один из самых энергичных коллекционеров молодого искусства в России (за последние два года она купила более 800 рисунков молодых отечественных художников и ради пополнения своей коллекции готова продавать другие принадлежащие ей работы, включая Айвазовского и Шишкина), всегда вспоминает, как на вопрос Хемингуэя о том, как Гертруда Стайн смогла сформировать коллекцию самых дорогих художников своего времени, та ответила: «Всегда собирайте своих современников». Всегда есть шанс, что они радикально подорожают. Леа Верни вспоминает, что на заре 1990-х в Нью-Йорке было популярно собирать искусство именно с позиций коллекционирования: тогда была группа людей, которые тратили на покупки по $200 тыс. в год, и на эти деньги покупали 40 работ художников, у которых в тот момент проходили первые выставки в хороших галереях. Они рассчитывали, что если через десять лет одна из этих 400 работ будет стоить дороже $2 млн, то они останутся в плюсе.
Действительно, покупка не одного а, условно, десяти художников в рамках одного поколения или региона может быть стратегически обоснована для инвестиций. В этом случае шанс, что кто-то из них станет известным и будет дорожать, увеличивается. Главное — вдумчиво выбирать этих художников, обращая внимание в том числе и на этапы их институциональной карьеры.
Именно эти молодые художники по-прежнему оказываются самым быстрым активом на арт-рынке: многие из них показывают динамический рост в первые годы после начала работы с галереей. Один из самых ярких примеров такого роста — Алексей Дубинский. В 2019 году на аукционах и сайте Sample его рисунки можно было купить за 15–30 тыс. руб., а живопись — за 50–300 тыс. руб. На росте цен сказалась первая персональная выставка в ММОМА, проведенная с одной из старейших московских галерей — «Триумфом». Она установила цены на работы художника в диапазоне от €7–10 тыс., после чего на Cosmoscow его работы стали продаваться уже за €7,5 тыс.
Тот же рост цен коснулся и лауреата премии Зверева Евгения Музалевского, который на первой же персональной выставке в галерее Алины Пинской стал продаваться за €20 тыс. за холст, в то время как за два года до этого его метровую работу можно было купить примерно за €400. Или же один из иллюстрирующих эту тенденцию примеров прошлого лета и осени: после персональной июньской выставки Lights out! в Lobby работы из серии «Пловцы» художницы Оли Австрейх выросли в цене до 450 тыс. руб., а в 2020 стоили порядка 70-100 тыс. руб.