Советский кутюр: история пяти культовых платьев и их создательниц
Пока рядовые гражданки СССР покупали одежду массового производства, шили по выкройкам из журналов и мечтали достать импортные джинсы или батник, на международных выставках Общесоюзный дом моделей одежды показывал уникальные вещи, существующие в единственном экземпляре. Вместе с искусствоведом и историком текстильного дизайна Ксенией Гусевой рассказываем о пяти культовых платьях и его создательницах.
Перед Общесоюзным домом моделей одежды (ОДМО), открытом в Москве в 1944 году, стояла по-настоящему глобальная задача — переодеть все советское население. Система домов моделей стала синонимом всей социалистической моды.
Каждый год здесь придумывали сотни моделей платьев и брюк, которые должны были уйти на фабрики в производство. Конечно, в приоритете для советских модельеров были доступность, функциональность и демократичность будущих нарядов. Ключевым и для политического строя, и для модной индустрии было слово «массовость».
Однако и здесь были свои исключения. Одним из направлений деятельности Дома было участие в ключевых внутрисоюзных и международных мероприятиях, где важно было показать лицо советской модной индустрии. Специально для этих мероприятий художники разрабатывали экспериментальные модели — необычайно трудоемкие и оригинальные выставочные образцы, которые носили только манекенщицы. Обычные советские женщины могли видеть эти наряды в журналах или на фестивалях, но купить в магазине их было нельзя.
Наряды из выставочных коллекций воспевали традиции работы с народными промыслами, транслировали революционные идеи и иллюстрировали художественное слияние двух крупнейших отраслей легкой промышленности — швейной и текстильной.
Африканские мотивы
В 1950-х годах Общесоюзный дом моделей одежды начал сотрудничать с главными московскими текстильными фабриками. Плотнее всего ОДМО работал с «Красной Розой»: художники-текстильщики Наталья Жовтис, Анна Андреева, Наталья Кирсанова вместе с модельерами экспериментального цеха разрабатывали шелковые ткани новых структур и рисунков, подходящих к актуальным силуэтам одежды.
Самым ярким примером такой коллаборации стал тандем двух сестер: модельера Тамары Файдель и художника по тканям Суламифи Заславской. Файдель была одной из немногих, кто умел работать в технике наколки и драпировать модели прямо на манекене. Заславская была разносторонним художником — создавала картины и графику, но больше всего работала как «прикладник», автор рисунков для тканей и гобеленов.