Как игровая школа росла быстрее рынка и выручила 315 млн рублей в 2022 году
Школа игровой разработки XYZ начиналась как хобби петербургского 3D-дизайнера Игоря Дятлова. Это был нишевый проект с выручкой в несколько миллионов рублей. Впоследствии в капитал компании вошли основатели маркетингового агентства и студии разработки сайтов, мобильных приложений и игр Geeks Вячеслав Мулюкин и Павел Мосейкин. Они превратили школу в полноценный бизнес: к концу 2022 года компания нарастила годовую выручку до 315 млн рублей и продала 81% образовательному холдингу Ultimate Education. Как интенсивный рост отразился на партнерстве?
Онлайн-школу игровой разработки XYZ запустил в 2016 году 3D-дизайнер из Санкт-Петербурга Игорь Дятлов. Он начинал ее как хобби вместе с друзьями-художниками из игровой индустрии. Первые онлайн-курсы по 3D-графике посещали по 100-150 человек, а годовая выручка варьировалась в пределах 8–12 млн рублей.
Со временем из «лампового сообщества» проект превратился в школу с десятками тысяч учеников в год. В 2022-м годовая выручка компании превысила 315 млн рублей. А 81% XYZ выкупила инвестиционная компания Ultimate Education. Сейчас проект входит в топ-10 крупнейших онлайн-школ в сфере дизайна, согласно данным исследовательской компании Smart Ranking.
Активному развитию школы способствовало партнерство — в 2019 году доли в компании Дятлова получили основатели маркетингового агентства и студии разработки сайтов, мобильных приложений и игр Geeks Вячеслав Мулюкин и Павел Мосейкин. Однако для Дятлова сделка оказалась неудачной — в 2020 году предприниматель покинул компанию на фоне разногласий с партнерами.
Школа как хобби
Игорю Дятлову 30 лет. Он родился в небольшом селе в Калининградской области. Когда ему было 10 лет, он впервые увидел мультфильмы американской студии Pixar. Тогда он всерьез решил научиться рисовать. «Отчим подарил мне диск с 3dsMax [программа для визуализации, анимации и 3D-моделирования. — Forbes], и началось», — вспоминает Дятлов. Первые работы, например короткие мультфильмы, он делал для себя. А в 14 лет стал получать первые «символические» гонорары, рисуя заставки на видео для танцоров.
После школы Дятлов поступил в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов на режиссера мультимедиа. Но в 2013-м бросил вуз, сочтя учебу там «бесполезной тратой времени». В том же году он устроился дизайнером в студию игровой разработки FuryLion, которая работала с кипрской игровой компанией с белорусскими корнями Wargaming. Попасть туда помог накопленный в подростковом возрасте опыт в 3D-графике. За следующие полтора года Дятлов вырос до тимлида в компании. Затем перешел в другую геймдев-студию, Trace Studio.
В конце 2015 года Дятлов уволился, устав от офисной работы и рутинных задач. В конце того же года знакомый Федор Николаев предложил Дятлову разработать курс по разработке игровых персонажей для его школы компьютерной графики Space School (сейчас школа специализируется на визуализациях для дизайнеров интерьеров и архитекторов). Спустя месяц Николаев от идеи отказался, не объяснив причины. Однако Дятлов вошел во вкус и решил запустить в Санкт-Петербурге собственные очные курсы по 3D-моделированию.
Дятлов назвал проект XYZ. Это отсылка к обозначениям осей в 3D-редакторах (горизонталь — X, вертикаль — Y и глубина — Z). Курсы помогали делать друзья-художники, Антон Агеев, Илья Шелеменцев, Женя Пак. Последних он знал со времен Trace Studio. Команда нашла недорогое помещение под лекции — два часа аренды стоили около 3000 рублей. Учеников искали через соцсети. На первый курс, который длился три месяца, записались 11 человек. Сработал опыт команды в индустрии и хорошее портфолио работ на ArtStation — крупнейшем международном ресурсе для digital-художников. Программа принесла создателям около 300 000 рублей выручки.
Команда продолжала занятия в течение 2016 года. Но проект не приносил прибыль — все заработанные деньги уходили на аренду класса и гонорары преподавателям, вспоминает Дятлов. Но он к этому и не стремился: он воспринимал развитие школы как хобби. Параллельно Дятлов как фрилансер сотрудничал с разработчиком игр Saber Interactive.
Анти-Skillbox
Ближе к концу 2016 года Дятлов решил перевести школу в онлайн-формат. На эту идею его натолкнули люди, которые хотели пройти курс XYZ, но жили за пределами Санкт-Петербурга. Методологию онлайн-курса разрабатывал сам на основе очной программы. Он стремился отстроиться от онлайн-университетов и создать узкоспециализированный проект. Это подтверждает Денис Куандыков, один из первых преподавателей школы и бывший коллега Дятлова по Trace Studio: «Мы хотели быть анти-Скилбоксом (имеется в виду онлайн-университет Skillbox. — Forbes). Источником вдохновения для программы служили нишевые зарубежные проекты Сtrl+paint и Learning square, а также российский Skills Up.
Первый онлайн-курс от XYZ стартовал в декабре 2016 года. Его предприниматель анонсировал на личной странице в VK. Курс собрал 10 человек. В обучении использовались сторонние платформы: преподаватели проводили стримы в YouTube, а с учениками выходили на связь через мессенджер Discord. Средств на разработку собственной образовательной платформы тогда не было, уточняет Дятлов. В 2017 году курс повторился и вновь собрал 10 человек.
В январе 2018 года Дятлов перезапустил программу. В ней он сделал больший акцент на практических заданиях и развитии сообщества. Во время обучения ученики могли создавать видео и тексты, которые далее планировалось публиковать на YouTube-канале школы и ее страницах в социальных сетях и в отраслевом медиа DFT. Предприниматель также вложился в таргетированную рекламу в VK и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Затраты составили в пределах 50 000 рублей. Но быстро окупились — программа привлекла уже около 100 человек и принесла XYZ первую крупную выручку, порядка 2-3 млн рублей.
За 2018 год компания провела курс трижды, каждый раз дополняя его. С каждого потока команда получала от 1 млн рублей до 3 млн рублей выручки. Точные цифры Дятлов не помнит. В том же году он запустил еще один онлайн-курс — по процедурным текстурам (создание графических текстур с помощью программирования). Он также принес от 2 млн рублей до 3 млн рублей выручки. Общая выручка школы по итогам года составила порядка 8-12 млн рублей.