Безвыходное положение
С введением карантинных мер из-за коронавируса самоизоляция стала реальностью для многих. Но есть те, кто закрылся дома задолго до пандемии, — японские хикикомори. Может быть, в нынешних реалиях именно они люди будущего?
Такуя Исикава оборвал связи с обществом тридцать семь лет назад. Последние два года он живет в полном одиночестве, поскольку единственные, с кем он поддерживал отношения, — мать и собака — умерли. Дни напролет Исикава играет в онлайн-шахматы и почти не выходит из дома. В его квартире беспорядок, и даже часы давно остановились. «Оглядываясь назад, я сам поражаюсь, что тридцать лет пролетели так быстро. Возможно, я не чувствую ход времени, потому что каждый мой день ничем не отличается от предыдущего», — рассказывает Исикава. Вскоре ему придется искать работу или подавать заявление на получение пособия по инвалидности (у мужчины обсессивно-компульсивное расстройство), так как накопления матери, доставшиеся по наследству, постепенно заканчиваются.
По подсчетам правительства, на 2019 год в Японии насчитывалось 1,15 миллиона так называемых хикикомори (букв. «затворник») в возрасте от 15 до 64 лет, это около 1 % населения страны. Тем не менее эксперты полагают, что на самом деле их больше, до двух миллионов, просто многие добровольные затворники скрывают свое положение. Среднестатистический хикикомори в Японии проводит в изоляции 10–12 лет.
Закрыться от внешнего мира
Кто был первым хикикомори, точно не известно. Японское общество познакомилось с этим явлением в 1998 году с выходом книги врача-психиатра Тамаки Сайто «Социальное затворничество: бесконечная юность». Понятие «социальное затворничество» — по-английски social withdrawal, по-японски «сякайтэки хикикомори» — Сайто заимствовал из стандартной классификации психических расстройств, разработанной Американской психиатрической ассоциацией. В американской классификации социальное затворничество трактовалось только как один из симптомов, сопровождающих те или иные психические расстройства, а Сайто стал изучать его как отдельное явление. Хикикомори — те, кто выпадает из активной жизни общества на период более чем шесть месяцев и в основном проводит время дома. Благодаря японскому психиатру возник язык, позволивший выстраивать диалог между хикикомори и социумом. До появления термина о проблемах затворников и их семей мало кто знал, кроме специалистов.
Мотивы могут быть самыми разными, в том числе связанными с особенностями японского менталитета. Люди, страдающие депрессией или нарушениями психологического развития, жертвы издевательств (например, травли в школе), представители сексуальных меньшинств — вот лишь некоторые из тех, кто в группе риска и не находит себе места в обществе. Масахиро Исии, уже 20 лет занимающийся поддержкой хикикомори как представитель некоммерческой организации Panorama, отмечает, что многие японцы не видят себя нигде, кроме работы или учебы. Среднестатистический житель этой страны настолько загружен делами, что у него практически не остается времени ни на что другое. Кроме того, в отличие от западного, японское общество одобряет сосредоточенность только на учебе или работе. Если человек по тем или иным причинам перестает работать или получать образование, ему начинает казаться, что, кроме дома, просто некуда пойти. Затворник постепенно прекращает принимать активное участие в жизни общества и остается один на один с психологическими проблемами. Если у него есть дистанционная работа, то и она дается с трудом: хикикомори быстро устают, периодически впадают в апатию, плохо взаимодействуют с другими людьми.