Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдерИстория

«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

b92184e740a3a98a893e425547c26382_ce_1920x1280x0x19.jpg
Фото предоставлено Главархивом

90 лет назад по тоннелям Сокольнической линии поехали первые поезда. Сегодня метрополитен столицы — крупнейший в Европе по пассажиропотоку. Но за привычным комфортом стоят десятилетия изобретений и технической смелости. Вместе с машинистами разбираемся, как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ технологического городского прогресса.

Первые поезда: тип «А» — будущее на колесах

В начале века городской транспорт Москвы не был «заточен» под удобство. Но от метро и не требовалось «просто быть». Власти задумали его как манифест будущего, и поезда должны были соответствовать.

Вагон типа «А»
Осмотр вагона типа «А» инженерами. Фото предоставлено Главархивом

Проектирование на Мытищинском вагоностроительном заводе началось в 1933 году параллельно со строительством тоннелей. Главный конструктор Петр Травин столкнулся с проблемой: «Какой поезд брать за основу?». Одни считали, что можно пустить существующие электрички, другие, что можно скопировать заграничные поезда. Компания Siemens даже хотела бесплатно привезти в Москву вагон в надежде на крупный контракт.

Ранние составы метрополитена
Ранние составы метрополитена успешно перевозят пассажиров. Фото предоставлено Главархивом

Но Травин пошел своим путем, объединив отечественный и зарубежный опыт. Вагоны создали за рекордные сроки, а за электрооборудование отвечал столичный завод «Динамо». Во время испытаний Сталин лично прокатился на одном из первых составов и остался доволен.

Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня». Стаж управления поездами — 24 года

«Первые составы типа "А" состояли из моторного и прицепного вагонов. В моторных монтировались по четыре соединенных параллельно тяговых электродвигателя мощностью 208 л.с. Затем появились четырех- и шестивагонные поезда»

006e61efa3ae30bc8ef908de5daf12f9.jpg

Интерьер типа «А» создавался так, чтобы не напоминать пассажирам, что они едут под землей: кожаные диваны, никелированные поручни, автоматические двери, линолиум на полу, зеркальные окна и светильники в форме тюльпанов. Технически вагоны были простыми, но продуманными: 50 сидячих мест при вместимости в 262 человека. Только за первый год они перевезли 41 млн человек.

Поезда  типа «А»: салон
Так выглядели первые поезда типа «А» внутри. Пресс-служба Московского метрополитена

Улучшения: от «Б» до «Д»

Уже в 1937 году выпустили вагоны типа «Б». В них убрали форточки и сделали вентиляцию, добавили плавный ход и аварийное освещение. Токоприемники начали устанавливать только на моторных вагонах, а стоимость эксплуатации снизилась.

Вагон типа «Б»
Вагон типа «Б». Фото предоставлено Главархивом

Как ни странно, но следующим типом вагонов в 1939 году стал не «В», а «Г», потому что новые составы были созданы для Горьковского радиуса. Сегодня это — «зеленая» Замоскворецкая линия. Такие составы уже похожи на привычные нам из-за сине-голубой окраски. Внутри установили новые светильники, форму вагона округлили и увеличили его на 470 мм — теперь в нем могло разместиться на 2 человека больше.

16f2cba669cbcf109af54350265bfd37_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена
812763e76a0550bfda97a5493c0fbc78_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена

«В серии "Г" все вагоны стали моторными. Внутри обновили оборудование, поэтому скорость выросла на 10 км/ч, до 75. А чтобы уменьшить износ тормозных колодок стали использовать электрическое торможение. На тот момент это был один из самых современных составов». Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века

Человечеству Людвиг Витгенштейн запомнился как величайший философ XX века

Maxim
Вернуть по-хорошему Вернуть по-хорошему

Исторические диковинки других стран сейчас стали предметом споров в суде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
«Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает» «Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает»

Сергей Тетюхин о киногеничности олимпийского финала и новом поколении игроков

Ведомости
Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать Почему мы сердимся на стареющих родителей и что с этим делать

Наши родители стареют, а мы заступаем на их место — так уж устроено

Afternoon Seasons of life
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Проблемы по календарю Проблемы по календарю

Как справиться с предменструальным синдромом и какие у него симптомы

Лиза
Батя может Батя может

«Этернавт»: аргентинский сериал про снежный апокалипсис в Буэнос-Айресе

Weekend
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Доктор ниндзя Доктор ниндзя

Жимба Данзанов уверен, что дожить до 120 лет реально уже сегодня

Afternoon Seasons of life
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Самый сок Самый сок

Готовим полезные напитки из дачных ягод, фруктов и овощей

Добрые советы
Неприятная правда о чат-ботах c ИИ: они способны выдавать незаконную информацию Неприятная правда о чат-ботах c ИИ: они способны выдавать незаконную информацию

Эксперты выяснили, что многие чат-боты на базе ИИ легко поддаются манипуляциям

Inc.
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет Бугорки на броне древних рыб превратились в наши зубы всего за 460 миллионов лет

Как появились наши чувствительные зубы изначально из «бронежилета» вымерших рыб

ТехИнсайдер
Открыть в приложении