Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – силаИстория

Исторические сведения о сказочных берендеях

Татьяна Соловьева

В 1831 году Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, проводя лето в Царском Селе, устроили литературное состязание на придумывание сказок в фольклорном стиле. В результате Пушкин подарил миру «Сказку о царе Салтане», а Жуковский – «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Иван-царевич, Кощей и Марья Царевна были знакомы Жуковскому из русских сказок и прежде, а вот имя царя Берендея он решил позаимствовать из преданий, бытующих в окрестностях старинного русского города Переславля-Залесского. Современник поэта, граф Д. И. Хвостов, владевший имением Выползова Слободка под Переславлем-Залесским и хорошо знавший местный фольклор, в послании к Жуковскому даже называл точное «местожительство» сказочного царя: неподалеку от Берендеева болота.

Сорок лет спустя легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялся и драматург Александр Николаевич Островский, создавая весеннюю сказку-феерию «Снегурочка». Берендеевы места были знакомы ему не понаслышке. Через железнодорожную станцию Берендеевка и мимо Берендеева болота он не раз проезжал, следуя в отцовское имение Щелыково в Костромской губернии. Бывал Островский и в Переславле-Залесском, с историей и фольклором которого берендеи были связаны корнями с древности. А после того, как 11 мая 1873 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Снегурочки», с ней произошло лучшее, что может произойти с литературным произведением – сказку стали считать народной, а царь Берендей прочно вошел в русскую сказочную традицию.

Впрочем, сказка ложь, да в ней намек…

Эскизы декорации к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Художник Виктор Васнецов

Жители Берендеевки. Эскизы костюмов к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Художник Виктор Васнецов

Свои поганые

Упоминания о совсем не сказочных берендеях часто встречаются в древнерусских летописных сводах X—XIII века. Летописцы представляли их как сильных и смелых воинов, союзников Русской земли, и, отличая от других иноплеменных язычников, называли «свои поганые». И хотя на протяжении более двух веков Лаврентьевская и Ипатьевская летописи буквально пестрили упоминаниями о них, происхождение берендеев никак не разъяснялось. Поэтому одни историки относили берендеев к скифо-сарматам, потомкам древних кочевников, которые упоминались еще Геродотом (V век до н. э.), другие – к финно-угорским племенам, третьи считали родней нам, славянам. Согласно официальной историографии, берендеи – осколок тюркского кочевого племени «байандур». В историческом научном сообществе существует также версия, что «берендей» могло быть личным именем предводителя-основателя рода, перешедшим к потомкам. Такая практика в древности была не редкостью, в Ипатьевской летописи, например, говорится о «бастиевой чади» (роде) берендея Бастия, бывшего «своим» для Мстислава Изяславича. Не исключено, что род некоего Береньди, пользующийся у единоплеменников авторитетом, мог стать ядром всего племени и дать ему свое имя. А так как четкого доказательства этому нет, приходится согласиться с Максом Фасмером, составителем самого объемного на данный момент этимологического словаря русского языка: «название "берендеи, берендичи, берендии", надежной этимологии не получило».

Достоверно известно лишь то, что в конце X – начале XI века берендеи жили в южнорусских степях, но с появлением у границ Руси кипчаков, вошедших в нашу историю как половцы, из мест прежних кочевий были изгнаны. Спасаясь от половецких ханов, берендеи и их степные соседи торки-узы попросили убежища у русских князей взамен на обязательство нести пограничную службу, участвовать в военных походах и защищать славянские земли от врагов.

Согласие было получено, и берендеи обосновались вначале на окраинах Киевского и Переяславского княжеств, находящихся между Русью и Степью, а затем, судя как по свидетельству летописей, так и по топонимам, были расселены русскими князьями в Верхнем Побужье, на Волыни и в Залесских землях. Интересно, что в отличие от киевских князей, которые боевые отряды набирали чаще из торков, дружины владимиро-суздальских, ростовских и московских князей состояли исключительно из берендеев, зарекомендовавших себя как более надежные союзники.

В начале 1140‑х годов новые поселенцы Руси создали союз «черных клобуков» – так славяне называли иноплеменников за высокие шапки из черного войлока, которые те носили. Обращает на себя внимание, что во всех летописных сообщениях берендеи и торки называются как два независимых друг от друга племени, отдельно действующих и после создания союза. Объединение черных клобуков было, по сути, формальным: и берендеи, и торки твердо помнили, к какому этносу принадлежат, занимали разные территории и никогда не смешивались.

Торки, прожив среди славянского населения почти два столетия, по духу своему оставались все теми же кочевниками. Они почти не изменили степных привычек и обычаев, по-прежнему жили в вежах (шатрах) при своих стадах и придерживались языческого погребального обряда. При раскопках курганов на реке Рось, в местах военных торческих поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга, археологи находили в погребениях остатки луков, колчаны со стрелами, сабли, стремена, чучела или части коней. Там же, где были поселения берендеев, ничего подобного не найдено. С. А. Плетнева, доктор исторических наук, знаток истории и культуры кочевых народов средневековой Руси, предполагает, что подавляющее большинство их приняло христианство, поэтому погребения берендеев ничем не отличались от русских и располагались на общих кладбищах (христианские кладбища обычно не раскапываются).

По-разному складывались у этих двух народов и отношения с Русью. Берендеи никогда не были простыми наемниками, служившими только за плату, изначально жили со славянами общей жизнью и чувствовали себя частью древнерусского государства. Тогда как отношения с торками так и не стали по-настоящему прочными, и при первом неудовольствии они готовы были наделать русским князьям всяких хлопот. В летописях довольно часто встречаются сообщения «…заратишася торци», или рассказы об изменах торческих ханов, и ничего подобного нет о берендеях.

Еще один интересный факт отметил русский историк М. П. Погодин (1800—1875) работая с летописями: берендеи не только всегда упоминались отдельно от торков и печенегов, но и почти всегда первыми. 1153 год: Изяслав Мстиславич послал своего сына на половцев, «дав ему силу многу, Печенеги Каневские, и Берендей, и Торки, и Ижеславцы, и Порсяне»; 1169 год: «и ту придоша ему Берендичи вси, и Торци и Печенези»; 1162 год: «а Рюрик пойде ис Торцьского… и с Берендеи, и с Куи, и с Торкы, и с Печенегы».

Да-да, печенеги, разгромленные русскими дружинами в 1036 году, но окончательно не добитые, тоже входили в число черных клобуков. Уж сколько, казалось, натерпелась Русь от печенежских набегов, а как половцы пожгли их вежи, убили женщин и детей, пришли со своей бедой степные кочевники на Русь, и пожалела их Русь, дала кров и хлеб.

Не наше оно, не русское: «око за око».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Торжество прибытия Торжество прибытия

Минивэн Hongqi HQ9 — комфорт для всей семьи с восточным терпением

Автопилот
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Добавьте изюминку Добавьте изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить интерьер загородного дома

Добрые советы
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов» Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

История создания автобусного маршрута от Бейрута до Багдада братьями Нэрнами

ТехИнсайдер
Сталь & честь Сталь & честь

Рыцарство не умерло, оно просто ждало своего часа

ТехИнсайдер
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Солнечный друг Солнечный друг

Как защититься от вредного влияния солнца и сделать его своим другом

Добрые советы
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания Насколько вы терпеливый человек? Психологический тест для самопознания

Выберите свечу и узнайте, насколько вы терпеливы

ТехИнсайдер
Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций Когда в автомобиле пригодится плед: 10 неочевидных ситуаций

Советы по использованию пледа в автопоездке

ТехИнсайдер
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Больше, ярче, сочнее Больше, ярче, сочнее

Простые советы по уходу за посадками, которые помогут избежать проблем

КАНТРИ Русская азбука
Старшенбаум Старшенбаум

Архетипичная дрим-герл Ирина Старшенбаум вошла в свою фам фаталь и секси-эру

Собака.ru
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Представь, что... Представь, что...

Почему стоит довериться роботу и спланировать путешествие с помощью Chat GPT

Новый очаг
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Откуда берутся деньги Откуда берутся деньги

Как доллар превратился в глобальное оружие

Деньги
Химия любви: введение Химия любви: введение

Несколько формул и теорий любви, которые предлагают современные ученые

Men Today
Золотые линии кинцуги Золотые линии кинцуги

Моя кульминационная точка «случилась» в день, когда мне исполнилось 50

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении